К тому же чем дольше длится такая масштабная стройка, тем она дороже, отметил в беседе с журналистами вице-президент РЖД Александр Мишарин. Перспективы развития выскоскоростных магистралей (ВСМ) в России вчера обсуждали на парламентских слушаниях.
На проект магистрали Москва-Казань из Фонда национального благосостоянии на условиях возвратности планируется выделить примерно 150 миллиардов рублей. Будут задействованы также длинные пенсионные деньги, другие федеральные источники. Так что вопрос окупаемости проекта, ориентировочная стоимость которого оценивается в триллион рублей, важен. Глава РЖД Владимир Якунин, кстати, считает, что деньги начнут "отбиваться" по меркам таких проектов очень скоро, примерно через 15 лет.
При этом Мишарин предложил использовать железнодорожную линию для дневных пассажирских поездов, которые идут со скоростью от 200 до 400 километров. Всего предполагается 42 таких состава. Еще 26 пар поездов со скоростью до 200 километров в час пойдут по магистрали ночью. По ветке смогут следовать и 14-16 пар контейнерных поездов с высокодоходными грузами. Эта модель в практике высокоскоростного следования предложена впервые, в Европе такого нет.
Пропускная способность ветки примерно такая же, как у восьмиполосного автобана. Но скорость движения на ВСМ превышает в 4 раза скорость автомобиля. Линия в 803 километра должна пройти через шесть субъектов, а в перспективе иметь продолжение с одной стороны - на Урал, с другой - на Поволжье. Выгоду получат пассажиры - авиакомпаниям придется конкурировать со скоростными поездами. Пример после запуска Сапсана уже есть в авиаузле Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга, отметил замминистра транспорта Алексей Цыденов.
Для успешности проекта РЖД предлагает ввести для проекта льготы: освободить от налога на имущество, а также от налога на прибыль по бюджетным субсидиям на возмещение затрат по проектированию, строительству и эксплуатации. Еще одно предложение - установить нулевую ставку НДС для использования и аренды ВСМ. Льготы помогут сэкономить бюджетные деньги. Еще один шаг - долгосрочное резервирование земель без права их аренды и выкупа третьими лицами. И упрощение процедуры отчуждения уже занятых участков под ВСМ в полосе отвода.
Правда, есть по поводу проекта и другие мнения. На слушаниях звучали сомнения из-за дороговизны проекта и больших сроков возвратности. Такие масштабные проекты всегда вызывают тревогу, не удивляется советник президента Игорь Левитин. Но государство должно участвовать в первом таком проекте, чтобы привлечь бизнес в последующие. Это показал опыт прокладки платных автодорог, отметил Левитин: сейчас к ним очень большой интерес частных инвесторов.