Адрес без дома
По словам поселковых, с тех пор как табор поселился рядом с их домами, покоя не стало: соседи готовят пищу на кострах, в то время как здесь категорически запрещено сжигать траву.
Недавно даже пришлось пожарных вызывать, чтобы призвать к порядку нарушителей. Учитывая, что у цыган все постройки из дерева, а возле домов много опилок, достаточно одной искры в жаркую ветреную погоду, чтобы все кругом заполыхало.
По мнению местных жителей, цыгане незаконно поселились на муниципальной земле и при попустительстве властей возвели свои жилища. Во всяком случае никто не может документально подтвердить обратное.
Поселок Затобольный находится в 20 минутах езды от центра Кургана. История с поселением в нем цыган очень туманна. Никто точно не знает, когда они появились, сколько их, кто и каким образом их прописал. По данным отдела адресно-справочной работы УФМС России по Курганской области, "лица цыганской национальности" (всего около 100 человек) значатся зарегистрированными в нескольких домах по улице Советской: они прописаны сотрудниками паспортно-визовой службы УВД города Кургана в период с 1970-го по 1997 год. По действующим нормативно-правовым актам срок хранения заявлений о регистрации по месту жительства составляет пять лет, поэтому установить, на основании каких документов их там прописали, уже невозможно.
Жительница Затоболья Ирина Захарова сообщила, что, по официальным источникам, в "цыганском поселке" сейчас проживают около 165 человек. Правда, когда инициативная группа собирала справки для образования ТОС, обнаружилось, что некоторых домов, где прописаны цыгане, нет и никогда не было. Получается, людей прописали в несуществующие дома, делают выводы жители.
Перекати поле
По словам старшего цыганской общины, который представился бароном Михаилом Михаем, в таборе двадцать семей - вместе с детьми около трехсот человек. Кстати, примерно столько же, по данным ТОС, проживает во всем Затобольном.
Михаил Михай рассказал "РГ", что табор приехал в Россию из Молдавии. После долгих лет кочеваний решили осесть в Курганской области. Облюбовали пустующий участок и с разрешения городских властей построили дома, как раз на том самом месте, где живут и сейчас. Прописались. Однако место выбрали явно неудачное - подтапливаемое. В 1994 году было такое большое наводнение, что дома разрушило и они некоторое время жили в лесу в палатках. Когда вода ушла, вернулись обратно. Но, поскольку практически каждую весну их заливало водой, решили сменить место жительства и переехать повыше, в поселок Керамзитовый, рядом с Затобольным. Купили там участки, построились и жили без печали и забот до 2011 года.
12 июня 2011 года в Керамзитовом произошла массовая драка с жителями поселка, после которой, утверждает Михай, житья цыганам не стало, и они решили продать участки и вернуться в Затобольный на место своей регистрации.
Поставить точку
- Мы не знаем, что делать, - сетует Михай. - У нас старики и дети. Работаем на строительстве, помощи ни у кого не просим. Жителям не нравится, что наши женщины гадают, но ведь никто их не заставляет к ним подходить. Если кто-то нарушает закон или замечен в краже, на то есть полиция, прокуратура, следствие и суд.
Михай признает, что официального разрешения на строительство жилья они не получили, но по совету администрации города оформили дачный кооператив с правом прописки. Правда, в "цыганском поселке" нет света, а за водой приходится ходить на колонку в соседний поселок Глинки, но это временные трудности. Как только появятся документы на право проживания, их кооператив подсоединят к электричеству. По крайней мере, так заверили власти, уверяет цыганский барон.
На заседании Думы руководитель администрации города Александр Якушев заявил:
- По закону, если разжигается межнациональная рознь, глава муниципалитета несет ответственность вплоть до уголовной. Поэтому мы сейчас должны сделать все, чтобы и коренное население, и население цыганской национальности жили в мире и дружбе, без конфликтов. И с теми, и с другими разговор на эту тему состоялся. А выселять, с точки зрения законодательства, мы не имеем права.
В зоне половодья
Жители Затобольного никак не могут взять в толк, почему людей опять поселяют в затопляемую зону. В этом году худшие прогнозы по весеннему паводку, к счастью, не оправдались и большой воды не было. Но где гарантия, что поселок опять не зальет? Непонятно и другое. Если цыгане утверждают, что живут в Затобольном уже больше двадцати лет, то за это время давно уже можно основательно устроить свой быт. Однако старожилы вспоминают, что у цыган никогда не было по-настоящему капитального жилья. Жили они в так называемых "насыпухах" - строениях типа лачуг, изготовленных из горбыля, пересыпанного опилками, и поставленных на голую землю без фундамента. Странно, что власти нынешней зимой не озаботились условиями их проживания. А ведь там столько детей!
В Курганской области много пустующих деревень, рассуждают в Затобольном, поселитесь в любой из них - никто слова не скажет. Есть и другие варианты. Например, по региональному закону многодетные семьи имеют право бесплатно и без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Почему не встать в очередь и не воспользоваться своим правом? В цыганских семьях, как правило, высокая рождаемость, на жилищное строительство разрешается использовать материнский капитал.
- Власти нам постоянно говорят, что цыгане такие же граждане Российской Федерации и надо научиться жить в мире, - отмечает одна из самых активных членов инициативной группы по выселению табора Наталья Стебекова. - Мы с этим и не спорим. Только давайте тогда соблюдать законы России. Территория, где поселились цыгане, относится к затопляемой зоне, и по закону строить жилье там нельзя. Более того, некоторые местные жители просили выделить эту землю под огороды, но им даже этого не позволили! А тут, пожалуйста, второй поселок за несколько месяцев вырос, и ничего! Получается, одним можно, а другим нельзя?
Борис Шалютин, депутат Курганской городской Думы, завкафедрой философии Курганского госуниверситета:
- Конфликт в Затобольном возник еще год назад. Тогда же была создана рабочая группа, в состав которой я вошел. На заседаниях группы твердо звучала мысль о том, что проживание на территории поселка новых граждан незаконно. Никто не ставил этот факт под сомнение, в том числе и представители прокуратуры. Во-вторых, земля является муниципальной. Следовательно, ответственность за пресечение нарушений законодательства лежит на муниципальной власти. Сейчас поведение граждан стало более спокойным и текущих конфликтов нет. Но в целом проблема не решена. Не решить ее сейчас - значит загнать вглубь, что опасно крайне: рано или поздно она "выстрелит".