В 1995 году Андрей воевал в Чечне. После службы он приехал в родной город и устроился на работу пожарным. В 2008-м кадровики посчитали, что у 32-летнего огнеборца уже наступил пенсионный возраст - с учетом того, что месяц участия в боевых действиях засчитывается за три.
В Центре пенсионного обеспечения МВД Якутии (именно эта структура занимается такими "полувоенными" пенсионерами) ошибок в расчетах не нашли. Рыбакову начислили ежемесячные 6 тысяч 554 рубля 06 копеек. Однако через год пенсия перестала поступать на его счет. Из Центра пенсионного обеспечения пришло письмо о том, что расчет выслуги лет был произведен неверно.
- По их мнению, принцип "месяц участия в боевых действиях за три" по отношению ко мне был применен ошибочно. И получается, что для получения пенсии мне не хватило трех месяцев и 14 дней стажа, - рассказывает Андрей.
Ситуация, в которую попал Рыбаков, уникальна. Если кадровики действительно допустили ошибку, то теперь отрабатывать недостающие 3,5 месяца стажа ему придется 22 года!
Законодательство, регулирующее назначение пенсий воевавшим в "горячих точках" солдатам срочной службы, очень запутанное. Рассматривая одно из таких дел, в июле 2011 года Верховный суд России выделил ключевой момент, играющий решающее значение в подобных спорах. Претенденту на зачтение "месяца за три" необходимо доказать, что он не просто служил в регионе, где стреляли, но выполнял конкретные задачи в конкретные периоды времени. Для этого в его военном билете должна стоять соответствующая запись, сделанная командиром войсковой части.
В военном билете Андрея Рыбакова рукой командира мотострелкового полка записано: "Принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики в составе в/ч N... в период с 21 января 1995 года по 26 сентября 1995 года". Полковая печать. Подпись.
- Восемь месяцев и пять дней подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Срок остальной службы по призыву должен засчитываться в календарном исчислении, - отмечает начальник отдела Алданского райвоенкомата Олег Бабич, ссылаясь на эту запись.
Алданский районный суд тоже посчитал, что этой пометки достаточно, и обязал Центр пенсионного обеспечения вернуть ветерану боевых действий пенсию. В январе нынешнего года позицию районных коллег поддержал ВС республики, и решение вступило в законную силу. А вот президиум Верховного суда Якутии, как надзорую инстанцию, эта запись не убедила. Дело о трех с половиной месяцах стажа возвращено в Алдан на новый виток разбирательств, которые длятся уже три года.
Действительно обидно...