Под крылом самолета
Пока центр "Летаем без страха" массово оказывает помощь журналистам, которые буквально выстраиваются в очередь перед его дверями. Центр только что открылся. И он может стать очень востребованной услугой аэропорта. Аэрофобия (авиафобия) - самая распространенная фобия в мире. Каждый четвертый испытывает психологический дискомфорт во время полета, а каждый шестой - сильный страх уже за несколько дней до вылета.
Доходит до того, что человек приезжает в аэропорт, а подняться на борт самолета не может. В каждом крупном аэропорту мира таких случаев - до сотни в сутки! Но в отличие от европейского аэрофоба наш человек, если и обратится за помощью к специалисту, то в последний момент. Потому и лечить страхи решено на месте.
Центр в Шереметьево - помещение, разделенное на три зоны. В первом - кресла перед двумя мониторами. Садишься, сам выбираешь подходящий видеокурс. Можно послушать лекцию о механизме страха. Или узнать самые популярные "авиастрашилки": а вдруг пилот пьяный? может ли отвалиться крыло? почему самолет трясет?
В соседней зоне дежурят психологи - для запущенных фобий.
Смерть на взлете
И, наконец, самое интересное: зона виртуальной реальности. Страхи - они от отсутствия знаний плюс человеческие рефлексы. Со знаниями проблема решается просто, их можно приобрести: в центре продают курс на DVD "Летаем без страха".
С рефлексами - сложнее. Если испугался вибрации на взлете, то и в каждом последующем полете будешь ее бояться. Как у собаки Павлова: самолет вибрирует - адреналин вырабатывается.
Что делать? Летать! В зоне виртуальной реальности садишься в кресло - точно такое же, как в настоящем самолете, и начинаешь битву со своими фобиями.
Выбираю взлет. Все аэрофобы бледнеют, вжимаются в кресло и силятся "продавить" подлокотники именно на взлете. Ревут двигатели, вибрирует салон, в виртуальных иллюминаторах уходит вниз земля. И так - раз за разом. Первый раз можешь плющить подлокотники и готовиться к смерти. Но потом успокаиваешься, начинаешь вспоминать, что узнал из видеокурса о самолете и фобиях.
Рефлекс не убивают - его заменят новым. Самолет выруливает на взлетно-посадочную полосу - ты начинаешь контролировать свою физиологию. И пусть не сразу, но на 10-15-й раз страх отпустит. А через час, когда ты окажешься в кресле на борту настоящего лайнера, вибрация и рев двигателей не будут восприниматься как травмирующая ситуация.
На вопросы "РГ" отвечает пилот, психолог, основатель Центра "Летаем без страха" Алексей Герваш.
Какова нижняя возрастная планка ваших клиентов?
Алексей Герваш: Аэрофобия всегда считалась расстройством взрослых. Дети и подростки до 17-18 лет, как правило, летать не боятся. Теперь во всем мире отмечаем омоложение возраста аэрофобии. На днях стал свидетелем показательного случая: уже после приземления мама задает вопрос сыну: "Ты боялся?". Мальчику всего лет пять, он твердо отвечает: "Нет, не боялся". Мама: "Точно не боялся?" - "Да нет же!" - "Что, совсем-совсем не страшно было?!" Мы фактически программируем своих детей на то, что полет - это нечто чудовищно-опасное.
Сколько надо времени, чтобы избавить человека от аэрофобии?
Алексей Герваш: Вообще-то избавить человека от аэрофобии за полчаса-час нереально. На это нужно минимум три дня интенсивной терапии. В Шереметьево мы снижаем страх полета: со 100 баллов до 35. Поясню: 100 баллов - это паническая атака, причем длительная, на протяжении всего полета, особенно во время взлета, посадки, и турбулентности. А 35 - лишь ощутимый дискомфорт, который не доставляет серьезных проблем.
А если пассажир решил бороться с фобиями традиционным способом: парой рюмок виски перед вылетом?
Алексей Герваш: Я такого из своего центра не выгоню, но надо понимать, что этот способ не пойдет никому на пользу. Когда голова работает некорректно, то алкоголь не поможет. Только усугубите проблему. Алкоголь - это акт избегания, вы себя дистанцируете от ситуации, которую боитесь. А любое избегание усиливает фобии. Скажем, если вы начнете избегать белых "Мерседесов", то ваш мозг поймет, что белый "Мерседес" это опасно. А если еще и перед тем, как выйти из дома, примите пару рюмок виски, чтобы не увидеть этого белого "Мерседеса", то только еще раз убедите себя, что это крайне опасно.
Да, у человека, который боится садиться в самолет, выбор невелик, и обычно все сводится к алкоголю. Наш центр фактически альтернатива допингам.
Что делать, если в воздухе в соседнем кресле оказался аэрофоб?
Алексей Герваш: Если началась паническая атака, то неподготовленному человеку может помочь медленное дыхание в бумажный пакет. Дышим в течение двух минут. Любая ваша попытка апеллировать к его логике работать не будет. Он уже находится в состоянии адреналинового криза. Никаких логических доводов не услышит.
А если прикрикнуть на него?
Алексей Герваш: Не сработает. Эффективен лишь метод физиологического принуждения: заставить свой организм испытать кислородное голодание. Никаких криков - просто пусть дышит в пакет.
В США многие проходят курс пилота легкомоторного самолета, чтобы не бояться летать пассажиром.
Алексей Герваш: Когда ты пилотируешь легкомоторный самолет, то ты в позиции контроля, пусть даже это иллюзия того, что ты все контролируешь. Сев же в самолет в качестве пассажира и не пройдя психологической коррекции, ты точно так же будешь бояться. Обучение пилотированию - штука приятная, иногда полезная, но проблему аэрофобии в целом не решающая.
Пилоты по-разному общаются с пассажирами: один просто благодарит за то, что воспользовались его компанией, второй рассказывает о городах, над которыми пролетаем. Я однажды стал свидетелем странной ситуации: наш пилот сообщил, что справа пролетает Ту-154, и мы его обгоняем. Реакция: половина салона радовалась, как дети, остальные - забеспокоились.
Алексей Герваш: Мы учим бортпроводников и летные экипажи что и как говорить в ситуациях, которые воспринимаются пассажирами как нечто, угрожающее их жизни. Например, уход на второй круг, полет в зоне ожидания. Вообще-то это обычные ситуации, над Москвой пробки не только на земле. Но если тревожному пассажиру командир объявил, что приземлимся через 15 минут, а через 15 минут самолет не на земле - у аэрофоба в голове созревает фантазия: у нас не выпускаются шасси!
В вашем случае командир судна не знал, что по восприятию информации все люди делятся на два типа: на мониторщиков и блантеров. Мониторщик хочет, чтобы ему досконально все объяснили. Не объяснишь, он начнет паниковать. Но если сообщишь эту же информацию блантеру, то уже у него начнетсят паника. Блантер хочет ничего не видеть и не слышать, он готов уснуть и проснуться, когда все тревожное позади. 60% пассажиров - мониторщики, 40 - блантеры. Информация о Ту-154 для первых было приятной, для вторых - тревожной.
Это - психологические знания, которых у вашего пилота не было. Кстати, мы сейчас обучаем пилотов "Трансаэро", как разговаривать с пассажирами, чтобы не вызывать тревог.