В балете Иржи Киллиана "27 52" танцуют бывшие танцовщики NDT Аурелия Кайла и Лукаш Тимулак. Два других специально для Сильви сочинили Уильям Форсайт и Матс Эк. Два коротких балета таких контрастных мастеров - интеллектуала Форсайта и эмоционального, чувственного Эка - дают возможность увидеть весь диапазон возможностей Сильви Гиллем. Rearray - жесткий, резкий, графичный дуэт Гиллем и премьера Парижской оперы Николя ле Риша. Множество крохотных сценок, отделенных друг от друга вспышками света, движения, исчезающие во тьме и возникающие из нее. "Bye" - на музыку Бетховена - моноспектакль, в котором балерина как будто выясняет свои отношения с возрастом. Выясняет, кстати, явно не в пользу возраста. В свои 48, о которых и не догадаешься, Гиллем полна сил, любви и планов на будущее.
Сильви, с Форсайтом и Матсом Эком вы - давние друзья, за плечами не одна совместная работа. Чья идея - снова поработать вместе?
Сильви Гиллем: Обоим я позвонила сама. Сказала, что прежде чем завершу карьеру, хочу, чтобы они еще что-то для меня поставили. Эк отозвался через неделю, сказал: буду делать для тебя соло на музыку Бетховена. Персонаж, которого он придумал, - довольно сложный. Это то, как Матс меня представляет, а он хорошо меня знает. С Форсайтом мы не работали лет двадцать, если не больше. Он согласился мгновенно. Мы сразу же начали репетировать. И оказалось, что пару десятков лет спустя он такой же сумасшедший, а я все так же хочу открывать для себя что-то новое.
Стиль работы Форсайта за прошедшие годы как-то изменился?
Сильви Гиллем: С ним по-прежнему сложно. Сам человек с буйным воображением, он стимулирует воображение тех, с кем работает. Приходится строить, надстраивать, перестраивать то, что он дает. Он не дает хореографию в обычном смысле - не строит целиком то, что нужно воспроизвести на сцене. Он дает элементы, вокруг которых мы импровизируем. Это как математическая задачка. Есть четыре базовых элемента - a, b, c, d. Но при этом d должно быть вместо a, b нужно делать ногами, хотя Форсайт показывал руками, d лучше делать совсем наоборот, а c, наверное, вообще не нужно. Это сложно, действительно, и заставляет сильно работать голову.
А что для Вас самое сложное в хореографии Матса Эка?
Сильви Гиллем: Я давно знаю Матса, поэтому была готова к тому, что меня ждет. У него - такой земной стиль, стелющийся, что ли. Его сложно воспроизводить людям высоким и с длинными конечностями. У него руки и ноги тянутся к земле. А я скорее такая воздушная, стремящаяся вверх. Но это не помешало нам сделать 20-минтуный спектакль меньше, чем за 2 недели.
В этом спектакле - "Bye" - вы порою кажетесь очень беззащитной. Как вы сами себя ощущаете?
Сильви Гиллем: Я слышала другие интерпретации. Мне говорили, мой образ похож на девочку, которая задает себе вопросы, которая чем-то удивлена, восхищена. Многие видят танцовщицу, которая стареет и не хочет покидать сцену. Все зависит от того, кто смотрит и как он интерпретирует то, что видит. Наш спектакль - это вопросы, которые мы все себе задаем. Воспоминания или желания. Взгляд на прошлое как взгляд на будущее. Это выбор, который мы делали и будем делать. Это так просто. Я знаю, что мой образ гламурной классической танцовщицы не очень вяжется с тем, что происходит в последней части. Но этот образ - он живой.
"Bye" переводится как "до свидания" или "прощай". С чем вы прощаетесь?
Сильви Гиллем: Все в жизни движется вперед, поэтому "до свидания" тому, что остается позади, приходится говорить всегда. Люди почему-то боятся расставаться, прощаться. Мне кажется, зря. Ведь всегда есть что-то впереди. Мы рассказываем историю про то, что и кого мы берем с собой. И про то, что оставляем позади. Это как книга: переворачиваешь страницу - тебя ждет новая. В этом нет ничего страшного.
Полное вегетарианство - это ваша принципиальная позиция?
Сильви Гиллем: Я довольно поздно узнала о многих вещах, которые происходят в мире. Например, что в секунду убивают 1800 животных. Человеку кажется, что он в центре всего. Это не так. Мы лишь часть равновесия. Из-за денег и власти мы разрушаем - в очень жестокой манере - жизнь, собственную в том числе. У меня на многое открылись глаза. Я изменила свою жизнь, стала полной вегетарианкой. Мой вклад в том, чтобы, по крайней мере, не участвовать в разрушении.
Вы, кажется, защищаете еще и права женщин.
Сильви Гиллем: Мне приходилось биться в своей жизни. И мне кажется, я всегда была очень чувствительна к насилию в отношении женщин - в обычной жизни, в обществе. До сих пор у нас нет равноправия. Мир существует с одним удивительно конкретным мнением. Но миру было бы лучше, если бы мнений было два. Во многих местах у женщин до сих пор нет права голоса, они не получают образования. Подавляющее число людей, живущих в бедности, - женщины. Самый большой процент безграмотных - женщины. Люди не хотят об этом говорить. А для меня с недавнего времени - это серьезная часть жизни.
Передавать искусство танца другим - иметь учеников - не планируете?
Сильви Гиллем: Я не беру учеников. Не люблю рутину, не люблю привычки. Передавать знания - не моя профессия. Но я готова заниматься с теми, кто захочет. Но очень мало тех, которые по-настоящему хотят научиться. Большинство удовлетворяются тем немногим, что им известно. И еще очень мало людей, которые способны понять.
Как вам удается поддерживать себя в такой великолепной форме? Открыли секрет?
Сильви Гиллем: Я всем говорю: если бы открыла секрет, немедленно бы его запатентовала. Кому-то наверняка пригодился бы. Но я его не знаю. Я просто безумно люблю то, что делаю. И так случилось - спасибо родителям - тело мое идеально подходит для танца. Плюс, конечно, много-много работы. Мой муж говорит, я сумасшедшая и пора сбавить обороты. Но мне кажется, я хорошо справляюсь. В общем, мне дали отличный грузовичок, который меня везет по прекрасным дорогам. Со стороны может казаться, что то, что я делаю, не так уж и сложно. На самом деле это очень сложно.