Аида Алымбаева, эксперт, Академия государственного управления при президенте КР:
- В течение двух лет мы проводили исследования, посвященные формированию политической элиты Киргизстана с 2002 по 2010 годы. Основной вывод: общественные и государственные институты республики пока не достигли того уровня развития, когда в них превалировали бы правовые принципы. Большую роль в формировании политической элиты играл не профессионализм, а принадлежность к определенным кланам или регионам, что не могло не сказаться на развитии КР.
Мы полагаем, что формирование элиты во многом зависело от людей, занимавших ранее посты президентов. Именно они определяли, кто может войти в систему власти. Существенным фактором также послужил большой отток из гос-институтов профессиональных кадров из представителей национальных меньшинств.
Жумакадыр Акенеев, эксперт:
- Элита в Киргизстане разрозненна, я поделил бы ее на несколько групп, лишенных объединяющих идей и цели, вокруг которой могли бы организовываться силы. Первая группа - самая большая. Это интеллигенция, доставшаяся в наследство от СССР. Но у нее нет желания участвовать в жизни общества. Вторая группа - власть, я бы назвал ее бизнес-сообществом, потому что в тот же парламент попадают те, у кого есть большие деньги. Эта группа, в свою очередь, также разрозненна, и каждая ее часть действует в своих интересах. Третья - местная элита, в которую входят граждане, пользующиеся влиянием в районах или областях. Именно эта группа решает сегодня многие вопросы, и от нее, а не от политиков, зависит ситуация в КР. К сожалению, власти практически не работают с представителями местной элиты, что является огромным пробелом.
Эмиль Джумабаев, кинорежиссер:
- Элиты, на мой взгляд, в Киргизии нет, а то, что мы называем ею, действительно разобщено. Это объясняется историческим наследием. Юг страны, например, - окраина мусульманского мира. Север, в свою очередь, близок к евразийским идеалам и ментально относится к кочевым сообществам Великой степи. То есть это разные цивилизации, и пока не предложено идеи, которая могла бы их объединить. При этом, полагаю, у киргизов нет традиций государственности, и суверенитет мы получили, не стремясь его обрести. Однако можно воспользоваться историческим опытом.
Во всех государствах кочевников госаппарат составляли представители оседлых народов. На мой взгляд, в КР необходимо использовать потенциал этносов, которые несут в себе традиции государственности, формируя нацию на основе гражданского признака. Считаю, что это возможно, поскольку киргизы, как бы то ни было, толерантный народ.
Игорь Халанский, доцент кафедры политологии Киргизско-Российского) Славянского университета:
- Элита в любой стране определяется уровнем экономики. К сожалению, в течение последних десятилетий она в Киргизии деградировала до неофеодализма. Внешне многие постсоветские республики облачились в цивильные западные костюмы, а внутри продолжается деградация. Не менее важная проблема для Киргизии - отсутствие связи между экспертным сообществом и политиками.
Алексей Власов, директор политологического центра "Север - Юг" (Россия):
- Местные эксперты вновь говорят об угрозе третьей революции в республике. Полагаю, она может заморозить участие КР в проектах, о заинтересованности в которых заявляет президент Алмазбек Атамбаев. Речь идет об евразийской интеграции и создании системы региональной безопасности в свете событий в Афганистане.
Полагаю, причины местных проблем нужно искать не во внешних факторах или силах, а во внутреннем контексте. Что тревожит? В Киргизии нет системы подготовки управленческих кадров, которые могли бы сменить действующие сейчас. А если ждать обновления элиты естественным путем, то нет гарантий, что новая будет отличаться от прежней.
Мне кажется, обществу самому пора ставить перед элитами стратегические цели. Ими могли бы стать сохранение единства страны, обеспечение социальной безопасности, определение вектора развития в экономике, политике, других сферах. Но власть не услышит мнения общества, если последнее не будет консолидировано. Иного пути не вижу, поскольку сами элиты в КР объединить не удастся.
Марс Сариев, политолог:
- После распада СССР власть в республике перехватили клановые группы, борющиеся за ресурсы. Поэтому примирить элиты в Киргизстане невозможно, что необходимо честно признать так же, как и существование цивилизационного разлома между севером и югом страны. Более того, с этим нужно работать. На уровне подсознания политические группы сейчас занимаются козлодранием, не понимая, что тем самым они ослабляют власть, действуют в ущерб государственным интересам. Единственный выход вижу в увеличении роли гражданского общества, которое должно сказать свое слово.
Мира Карыбаева, завотделом этнической, религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом аппарата президента КР:
- Киргизские элиты подвержены влиянию двух мировых тенденций. Первая: политики и чиновники пытаются сделать достигнутые ими блага наследственными. Вторая: люди, претендующие на место во власти, хотят сменить тех, кто в ней уже утвердился. Важно понять, чего же именно хотело бы добиться общество. Однако последнее, как и экспертные круги, сегодня разобщено, в том числе по национальному признаку. Раскол произошел в 2010 году, и пока консолидации добиться не удалось. Тем не менее, власть реагирует на сигналы от общества. Достаточно вспомнить, что президент вернул в парламент закон о запрете использовать праворульные автомобили в пассажирских перевозках, а также проект об административном наказании за незнание государственного языка.