Мода приспосабливать заводские цеха в тусовочные места не обошла и Москву. Например, первый центр современного искусства "Винзавод" расположился в Сыромятниках - трущобной промзоне возле Курского вокзала. В корпусах бывшей пивоварни проходят самые скандальные выставки, фестивали, молодежь веселится в ночном клубе. А помещения там по-прежнему называются "цех белого", "цех красного", "большое винохранилище", "бродильный цех".
А "Красный Октябрь", не только не канувший в Лету, но и в полтора раза увеличивший производство кондитерской продукции, в 2007-м переехал на Малую Красносельскую. На историческом же месте остался музей, где можно попробовать шоколад ручной работы - цех по его производству остался здесь же. Но музеев и выставочных залов Москве так много не нужно. Да и не каждая промзона годится для них.
Взять хотя бы ЗИЛ с его землей, на 3 метра в глубину пропитанной ГСМ, замена которой, по оценкам экспертов, обойдется в 3 миллиона долларов за гектар. Тут нужна комплексная реорганизация территории, проект которой московские власти скоро выставят на торги. Как рассказали в мэрии, сейчас решается вопрос, как продавать - частями или целиком. Что для площади в 297 га вопрос не праздный. Ведь это в 5 раз больше, чем участок под "Москва-Сити". Для обновления промзоны нужен инвестор, имеющий от 15 до 30 млрд долларов.
У девелоперов на выставке недвижимости в Каннах проект вызвал большой интерес. Уж очень лакомый кусочек - по прямой от Кремля всего 5 км. Да и концепция превращения унылой застройки в престижный район выглядит заманчиво. Город не хочет второго "Сити" с нагромождением небоскребов. Именно поэтому, рассказал "РГ" главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, плотность застройки с 5 млн кв. м, предусмотренная старым проектом, снижена до 1,3 млн. Предполагается, что от берега Москвы-реки каскадом расположатся жилые дома не выше 27 этажей, апартаменты, а на излучине - комплекс многофункциональных зданий на большой воде. А еще Ледовый дворец, парк на 20 га...
Об автомобильном прошлом здесь напомнит не только музей всех грузовиков, сошедших с конвейера завода. Автопроизводство, пусть и не по 200 тыс. машин, как в пору расцвета, сохранится. В цехах, построенных в южной части в 1970-е годы, будут выпускать небольшие европейские грузовички вместо не выдержавшего конкуренции "бычка".
Еще один проект планировки - промзоны Грайвороново. Его градостроительно-земельная комиссия одобрила неделю назад. Лифты в большинстве столичных домов родом оттуда, с Карачаровского завода, расположенного по соседству с Рязанским проспектом. Зона по московским меркам средняя. И ценных зданий нет - этот производственный пояс формировался в 1930-е годы. Но Сергей Сена, руководитель мастерской N 8 МНИИТЭПа, разработавшей проект, буквально влюблен в эту промзону. "Там рядом церковь Живоначальной Троицы, где, по преданию, молился Кутузов, выведя войска из Москвы, - рассказывал он. - Единственное здание, которое сохранилось от села Карачарово".
Реорганизация, убежден он, должна обновить не только застройку, но вернуть корни новому району на ее месте. "Оказывается, в конце XIX - начале XX века здесь были популярные дачные места, - говорит Сена. - То есть, занимаясь конверсией производственных территорий в жилые, мы восстанавливаем историческую справедливость!" Он умудрился протянуть к Грайвороново ниточку даже от Ильи Муромца: "Родом он из-под Мурома, из деревни Карачарово, с которой московская станция Карачарово - побратимы. Если возникнет новый район, то почему не быть там и памятнику Илье Муромцу?".
Принцип, заложенный в основу проекта, как на ЗИЛе: снос большей части производственных помещений и сооружение на их месте общественно-жилой застройки. Соотношение - 50:50. "Это очень важно, так как обеспечит новоселов садиками, школами, паркингами и в то же время работой у дома - в офисах, бизнес-центрах и т. д., - убежден руководитель МНИИТЭПа Владимир Хайкин. Вот почему вместо прежних 2,1 тыс. здесь предусмотрены 5 тыс. новых рабочих мест. Карачаровскому же заводу предложено перебазироваться на другую площадку, неподалеку, где по генплану сохраняется промзона.
Как добираться?
Ни в одном из проектов не забыт самый больной для москвичей вопрос - как добраться. На ЗИЛе для автомобилистов продлят Симоновскую набережную с выходом на Волгоградку, построив еще и дублер Волгоградского проспекта, а через Москву-реку автомобильный мост. Для тех, кто предпочитает общественный транспорт, в 2015-м откроется станция Малого кольца железной дороги. Плюс 4 станции метро, которые со всех сторон окружат "Полуостров ЗИЛ" - так называется этот проект.
В Грайвороново тоже все продумано. Жители Текстильщиков, Рязанского и Нижегородского районов, которые сейчас не могут из-за промзоны попасть даже друг к другу в гости - приходится объезжать заборы на десятки километров, получат две новые улицы. Одну - по трассе одной из будущих хорд с развязкой на пересечении с Рязанским проспектом, другую - вдоль железнодорожной ветки со смешным названием "Бойня - Перово". А еще реконструированную Рязанку с боковым проездом, расширением основного хода на одну полосу движения и подземными переходами, целую новую ветку подземки - Кожуховскую, станция которой будет всего в 400 метрах от новой застройки, и также станцию МКЖД.