Эксклюзив без перерыва
- Интернет-шоппинг я для себя открыла совсем недавно, - говорит молодая мама Светлана Торопова. - Ходить по магазинам с маленьким ребенком не совсем удобно, а делать покупки за компьютером - то, что надо. Выбрала для себя несколько надежных сайтов, через которые в основном покупаю детские вещи. Все, что я приобрела таким способом, мне подходит и по качеству, и по размеру.
Купить в Рунете можно практически все - от зубной щетки до навороченной техники промышленного назначения. Активнее всего продаются билеты на самолеты и поезда, одежда, обувь, бытовая техника, компьютеры и мобильные телефоны.
Покупка через Интернет дает существенную экономию времени: не приходится искать подходящий магазин, колесить по всему городу, стоять в пробках и ожидать внимания продавца. Виртуальные магазины работают круглосуточно и без выходных. К тому же вы можете найти и заказать уникальную дизайнерскую вещь, которую никогда не найдете в родном городе.
Привлекают интернет-покупки и более низкими ценами по сравнению с розничной торговлей. Кроме того, многие виртуальные магазины предоставляют сравнительную информацию об одинаковых товарах от разных производителей. А система "Яндекс-Маркет" позволяет сравнить не только характеристики товаров разных производителей, но и цены на них.
Немудрено, что число пользователей интернет-магазинов растет в геометрической прогрессии.
По данным минпромторга РФ, за два последних года число россиян, готовых совершать покупки в Сети, выросло на 44 процента. В распоряжении пользователей - более 100 тысяч интернет-магазинов, в том числе и очень мелких. Жители Прикамья вполне вписываются в общий тренд.
Цена скидки
Однако интернет-торговля может сильно подпортить настроение, особенно если сумма покупки существенна. Первый и, пожалуй, самый безобидный минус - срыв сроков доставки. Поскольку товар доставляется по почте, задержка практически гарантирована. Иногда, правда, поставщик заранее предупреждает о возможном опоздании.
Второй возможный неприятный момент - несовпадение реальных характеристик приобретенного товара с заявленными на сайте. Речь идет не о браке как таковом, а, скорее, о небрежности при формировании посылки. К примеру, купленный через Интернет товар оказался не того цвета или размера. Впрочем, это легко поправимо: товар в этом случае, как, впрочем, и при обнаружении брака, легко обменивается на качественный. Либо от покупки можно отказаться совсем.
Другое дело, когда в Интернете вы вступаете в товарно-денежные отношения с мошенниками, которых в сети, к сожалению, достаточно. В Перми большой резонанс имело разбирательство по факту мошенничества при продаже через Интернет автомобильных шин. В конце года 2011 года в пермское управление Роспотребнадзора стали поступать жалобы от покупателей: им не привозили заказанный и оплаченный товар, в частности шины для иномарок.
- За короткий срок поступило около 400 претензий из разных уголков страны, - говорит заместитель начальника отдела защиты прав потребителя управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Марина Рогалева. - Цена за товар предлагалась ниже средней на рынке, поэтому желающих перечислить деньги оказалось много. Но время шло, а товар заказчику не приходил. Налицо - признаки мошенничества.
По адресу, указанному на сайте, сотрудники Роспотребнадзора обнаружили склад сети продуктовых магазинов. Никакой точки торговли автошинами здесь никогда не было - мошенники просто цинично собирали деньги. Дело было передано в полицию.
- Иногда, оплачивая товар через интернет-кошелек или банк, покупатель не замечает, что перечисляет деньги не юридическому лицу, скажем, ИП "Иванов" или ООО "Свобода", а конкретному физическому лицу, тому же Иванову, - говорит юрист "Пермского регионального центра защиты прав потребителей" Игорь Колышкин. - На самом деле этот самый Иванов может не иметь никаких отношений не только к этому интернет-магазину, но и вообще к бизнесу. Он просто создает яркие виртуальные картинки, за которыми пустота. Когда обманутые покупатели начинают искать истину, в лучшем случае полиция находит человека с такими данными, но он может оказаться кем угодно - даже бомжем, живущим за сотни километров.
Пока суд да дело
Судебные перспективы таких разбирательств, как правило, не очень радужные. Сейчас в Перми расследуется одно из таких дел. Семья Митрофановых (фамилия вымышленная - прим. ред.) решила заказать кухонный гарнитур из хороших материалов по индивидуальному проекту. Фирма, отвечающая их требованиям, нашлась на одной из социальных сетей. На дом выехал замерщик и через оговоренное время вернулся с эскизами, которые понравились потенциальным заказчикам. Они подписали официальный договор на оказание услуг по изготовлению мебели, внесли предоплату - 100 тысяч рублей. Сомнений в добросовестности фирмы не возникло. Они появились после постоянных переносов сроков исполнения. Наконец заказчик побывал по указанному в договоре адресу, и, не обнаружив там ничего похожего на производство мебели, обратился в полицию. Вскоре правоохранители нашли молодого человека, подписавшего от лица фирмы документы. Он не стал отказываться от обязательств и согласился выплатить неустойку.
- Чтобы обозначить размер неустойки, заказчик обратился в суд, - поясняет Игорь Колышкин. - И уже в суде выяснилось, что у этой фирмы три учредителя. И кто конкретно будет отвечать по исполнительному листу, неизвестно. Кроме того, нет уверенности, что деньги вернутся заказчику, поскольку, согласно законодательству, ООО отвечает по претензиям всем своим имуществом, которое было указано на момент оформления ООО. А это, как правило, всего 10 тысяч рублей.
Но, по словам юриста, это еще не самый сложный вариант, поскольку нашлись реально существующие ответчики, и дело можно рассмотреть в суде. Но есть масса историй мошенничества, где перспективы компенсации материального ущерба стремятся к нулю.
Как показывает практика, попыток призвать к ответу интернет-обманщиков все больше. В тот же региональный центр защиты прав потребителей уже с начала года обратились около 30 человек. Причем в такие организации люди, как правило, стучатся, когда какая-то мошенническая схема уже сработала или продавец полностью отказался от гарантийных обязательств. Значит, совершая покупки он-лайн, надо всегда держать ухо востро.
К слову сказать, добросовестные интернет-торговцы, которые заинтересованы в привлечении клиентов, в спорных случаях даже идут на расширение прав покупателей. К примеру, увеличивают сроки обмена или возврата товара.
Дмитрий Толмачев, председатель правления Общества защиты прав потребителей Пермского края:
- Интернет-торговля все активнее входит в современную жизнь, и отказываться от возможности приобрести товар, не вставая с дивана, было бы нелепо. Просто при этом надо соблюдать ряд предосторожностей, которые, думаю, не будут лишними.
К примеру, я бы советовал все же воздержаться от приобретения в виртуальной сети продуктов питания. Приобретая их в обычных магазинах, покупатель имеет возможность посмотреть, в каких условиях продукт хранится, как выглядит и как пахнет.
Что касается бытовых приборов, одежды, обуви и других предметов повседневного спроса, то тут риска (по крайней мере, для здоровья) - меньше. Важно лишь внимательно посмотреть информацию об интернет-магазине и, если сомневаетесь, отказаться от его услуг.
Советы
1. Что следует сделать, прежде чем довериться интернет-магазину
2. Убедиться, что на сайте указано полное наименование изготовителя товара, географический адрес офиса или склада, ИНН и телефоны. Проверить информацию, позвонив по указанным телефонам.
3. Внимательно ознакомиться с условиями доставки и стоимости: должна быть обозначена возможность возврата товара. Надежные интернет-магазины возвращают деньги, если размер или качество одежды не устроили заказчика.
4. Насторожиться, если расчет идет только через электронные кошельки. В реально существующих интернет-магазинах, как правило, существует несколько способов оплаты, включая наложенный платеж, перевод с банковской карты и даже доставку с курьером.
5. Почитать отзывы клиентов. Если от рекламной реплики попахивает пафосом и пиаром - лучше иллюзий не питать. Еще хуже, если отзывов нет вообще.
6. Помните, возврат и обмен товаров в российских интернет-магазинах регулируются тем же Федеральным законом о защите прав потребителей, что и в обычных (статья 26.1).
Пользователи соцсетей сообща отстаивают свои потребительские права. Создана группа http://vk.com/potrebitel59, где люди помогают друг другу в конфликтных ситуациях. На странице можно получить информацию о том, как с наименьшими потерями обменять некачественный товар, составить судебный иск, взыскать ущерб с недобросовестного продавца. Здесь же есть "черный список" предприятий, нарушающих права потребителей.
Консультационный центр для потребителей управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Пермь, ул. Куйбышева, 50а, тел./факс: 8 (342) 236-48-77, 59.rospotrebnadzor.ru
"Горячая линия" Общества защиты прав потребителей Пермского края, т. (342) 256-61-15, www.potrebitel59.ru