Двум высокопоставленным руководителям компании "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР) предъявлены обвинения в гибели 53 человек, находившихся на борту самоподъемной буровой установки "Кольская", которая затонула в декабре 2011 года.
По версии следствия, к аварии буровой установки и гибели людей на ее борту привели "бездействие и ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей" со стороны исполняющего обязанности главного инженера АМНГР Леонида Бордзиловского и исполняющего обязанности заместителя гендиректора компании Бориса Лихвана.
По данным следствия, в ходе перегона "Кольской" от западного шельфа Камчатки к Сахалину в начале декабря 2011 года в связи со штормовой погодой ответственный за буксировку решил увеличить скорость движения буксирного каравана до 5 узлов - выше, чем максимально допустимая при такой погоде. Кроме того, от биения волны в носовую опорную колонну деформировалась наружная обшивка корпуса. Вода начала поступать в балластные танки, и "Кольская" накренилась.
Следователи считают, что Бордзиловский и Лихван проигнорировали эти обстоятельства - не пресекли нарушение правил морской буксировки и не дали указание опустить опорные колонны и перевести "Кольскую" в режим дрейфа. Впрочем, позже указание опустить колонны все же последовало, но было уже поздно - из-за того, что балластные танки были заполнены водой, механизм опор к тому моменту оказался неработоспособным. В этот момент скорость ветра достигала 25 метров в секунду, а высота волн - 4-5 метров, из-за чего платформа продолжила крениться и, в конце концов, затонула.
Бордзиловский и Лихван сделали не все, чтобы организовать спасательную операцию должным образом, хотя на это было время: между появлением у них информации о критическом состоянии платформы и ее затоплением прошло около 5 часов, подчеркивает Владимир Маркин. Более того, Бордзиловский запретил команде без его ведома подавать сигнал SOS, хотя знал, что на "Кольскую" поступает вода и насосы не справляются с ее откачкой. В итоге вертолет в район бедствия вылетел уже после того, как буровая ушла под воду.
Следствие полагает, что именно по прямому распоряжению Бордзиловского на борту "Кольской" находилось слишком много людей. В частности, там было 28 человек из числа вахтенных рабочих и обслуживающего персонала, которым он не позволил выехать на других судах, чтобы сэкономить деньги на перевозке. Их присутствие при буксировке платформы не требовались, но эти люди разделили судьбу членов экипажа.
Напомним, в ходе спасательной операции спасены 14 человек из 67 находившихся на "Кольской". Из воды извлечены тела 17 погибших. Умершими по решению суда признаны 36 человек. В ходе следствия допрошено около 200 свидетелей, потерпевших и должностных лиц различных государственных структур, произведены обыски и выемки, а также проведено более 60 судебных экспертиз. Объем материалов уголовного дела составляет 25 томов.