Сейчас работодатели отчисляют в социальные фонды 30 процентов от заработка работника, который не превышает 568 тысяч рублей в год (47,3 тысячи в месяц). Если работник получает больше, то с разницы отчисляется пониженная ставка в 10 процентов. С предложением поднять планку до миллиона рублей выступил вчера министр финансов Антон Силуанов на заседании Совета Федерации.
Таким образом, предложение Силуанова - платить социальные взносы по полной ставке с зарплат размером до 83,3 тысячи рублей в месяц. То есть по нынешней системе, чтобы платить сотруднику 100 тысяч рублей в месяц до вычета 13-процентного подоходного налога, работодатель должен отдать в социальные фонды почти 19,5 тысячи рублей. При варианте, предложенном главой минфина, - почти 26,7 тысячи рублей. Впрочем, повышение предельного уровня должно быть постепенным, отметил Силуанов, не назвав при этом конкретные сроки.
При этом предприятия отчисляют взносы на протяжении года неравномерно. В начале года работодатель платит в социальные фонды, что называется, по полной, а к концу, когда совокупный размер годового дохода работника перешагнет планку, отчисления идут по остаточному, льготному принципу. Впрочем, при среднероссийской зарплате в 27,3 тысячи рублей в большинстве случаев этот рубеж не преодолевается никогда. Так что нововведение затронет скорее тех, кто зарабатывает как минимум неплохо.
Большинство средств от работодателей, уплаченных в виде страховых взносов, идет в Пенсионный фонд (22 процента). Остальное - в фонды социального и обязательного медицинского страхования.
Повышение порога для льготной ставки - это стимул для ухода зарплат в тень, считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Да и налоговые отчисления в фонды могут только упасть, предрекает собеседник "РГ": "Этот тот самый случай, когда жадность погубит". Среди факторов, которые в наибольшей степени тормозят предпринимательскую активность, традиционно называется высокий уровень налогообложения, указывает эксперт. "Это социально чувствительный налог. Понятно, что у нас дефицит Пенсионного фонда, но предложенная мера неправильная и несвоевременная", - считает он.
Но есть и менее радикальные мнения. Впереди период сокращения доходов, и чтобы профинансировать взятые на себя социальные обязательства, нужно, согласно Бюджетному посланию, искать резервы. А кто платил "в конверте", тот и будет продолжать это делать при любом размере ставки, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Одновременное введение плоской шкалы подоходного налога и регрессивной по социальным взносам в 2001 году не оказало какого-то заметного влияния на долю теневой зарплаты, полагает он. "На протяжении десяти лет она стоит практически на одном уровне - 30-32 процента", - заявил эксперт "РГ". Рост страховых платежей - один из путей сокращения дефицита пенсионной системы, напоминает Гурвич. С другой стороны, порог, который у нас установлен для социальных взносов, небольшой по международным меркам, говорит Гурвич. "Есть страны, в которых вообще не установлен порог", - уточняет эксперт.
Страховые взносы - основной источник доходов Пенсионного фонда. Ранее предлагалось пополнить его дефицит за счет повышения ставки взносов до 34 процентов, но потом ее скостили. Для малого бизнеса действует льготная ставка в 20 процентов.
В то же время, заявил Сиуланов, в ближайшие три года налоговое бремя увеличивать не предполагается, за исключением сырьевого сектора. Напротив, сказал министр, предусмотрен ряд долгосрочных стимулирующих мер, которые будут направлены на развитие предпринимательства.
Ранее, напомним, сообщалось, что по расчетам минтруда, проводившихся в рамках готовящейся пенсионной реформы, предельный размер зарплаты, с которой страховые взносы платятся по ставке 30 процентов, должен увеличиться до 2,3 средней зарплаты по стране. Это в расчете на год составляет около миллиона рублей. Минтруду и другим ведомствам было поручено до 1 августа провести общественное обсуждение этого и других предложений.