Товарооборот Калининградской области и Германии превышает 2 млрд долларов США в год. В основном он складывается за счет поставок автокомпонентов для холдинга "Автотор", где в числе прочих марок собираются автомобили BMW.
Прямые немецкие инвестиции в экономику Калининградской области в прошлом году составили 10 млн долларов США. "Мы считаем, что в российском регионе, ближайшем к Германии, немецких инвестиций может быть гораздо больше", - прокомментировал ситуацию губернатор эксклава Николай Цуканов. Расстояние от Калининграда до Берлина составляет по трассе около 600 километров, до немецко-польской границы - 500 километров.
Сейчас калининградские власти обсуждают с представителями немецких бизнес-кругов возможности открытия реэкспортных производств в рамках калининградской ОЭЗ. "На территорию региона можно привозить без таможенных пошлин и НДС комплектующие, их переработку осуществлять в области, а готовую продукцию отправлять на территорию Евросоюза", - отметил глава эксклава.
Кроме того, решается вопрос о реализации инвестиционного проекта по производству оборудования и расходных материалов для стоматологической отрасли. Потенциальный инвестор - немецкая трастовая компания с активами более 2 млрд евро. Еще одна компания из Германии, которая специализируется на проектировании и производстве парков аттракционов, готова разработать для Калининградской области концепцию международного парка развлечений и, возможно, привлечь инвесторов под строительство объекта.
В рамках Союза государств Балтийского моря Россия совместно с Германией запустила в позапрошлом году программу партнерства, ориентированную на эксклав и другие субъекты Северо-Западного федерального округа.
- В рамках этой программы в Калининградской области отобран к реализации целый ряд перспективных проектов, - заявил заместитель директора Второго Европейского департамента МИД России Сергей Петрович. - Наиболее значимые из них - развитие природно-туристического кластера на озере Виштынец и молодежного лагеря Балтийский Артек.
На территории Омской области, по данным регионального минэкономики, зарегистрировано 30 российско-германских предприятий. На омских полях и фермах работает более 600 единиц немецкой сельскохозяйственной техники. В минувшем году товарооборот между Омской областью и Германией превысил 75 млн долларов. Объем немецких инвестиций в экономику региона составил более 25 млн долларов.
Один из новых совместных проектов родился на международном форуме "Зеленая неделя - 2013" в Германии, где руководство Омской области и немецкого концерна Wolf Systeme GmbH обсудили возможность строительства комбината быстровозводимого жилья в регионе. В июле немецкие специалисты собираются приехать в регион, чтобы обсудить концепцию первой очереди будущего предприятия.
Комбинат быстровозводимого жилья по европейской технологии планируется построить на территории немецкого национального района - Азовского, где проживает более 19 тысяч жителей.
- Мы уже два года лелеем эту мечту, - признается глава района Виктор Сабельфельд, в недалеком прошлом - профессиональный строитель. - Запуск такого предприятия может принести пользу не только нашему региону, но и соседним территориям, в том числе и расположенным в Казахстане. Немецкие технологии малоэтажного строительства хотя и являются по-своему уникальными, однако пока еще не применяются в России. Между тем они соответствуют всем самым современным требованиям. Дома из легких, прочных, экологически чистых строительных материалов сохраняют тепло даже в лютые сибирские морозы. К тому же строятся они в рекордные сроки - от одной недели до одного месяца, в зависимости от площади здания и количества этажей.
По словам специалистов, идея создания в Омской области комбината быстровозводимого жилья привлекательна еще и потому, что позволит строить дома по сравнительно низким ценам, ведь производство строительных блоков будет поставлено на поток. А ведь известно: чем выше тираж, тем дешевле экземпляр. Это значит, что проект может быть использован, в том числе, в выполнении государственных и региональных жилищных программ.
Стоит сказать, что прежде, чем поставить точки над "i", омичи посетили немецкий комбинат, аналог которого появится в Азовском районе.
- Мы увидели совершенно иной уровень труда и организации производства, - рассказал "РГ" губернатор Омской области Виктор Назаров. - Это, действительно, высокие технологии, которые непростительно не внедрять. Ведь они помогут не только решить социальные и экономические задачи региона, но и дадут омичам стимул учиться, создавать новые профессии и рабочие места.
Еще один совместный проект, который планируется реализовать в ближайшее время на территории Азовского района - строительство современного автоматизированного животноводческого комплекса. Есть и другие направления взаимовыгодного сотрудничества между регионом и Германией.
- Наибольший интерес зарубежных партнеров привлекли такие сферы, как новые омские технологии переработки льна, в частности, изготовление льняной ваты, перевязочных, нетканых материалов, утеплителей, - сообщил региональный министр сельского хозяйства и продовольствия Виталий Эрлих. - Плюс экологически чистая мясная, молочная продукция, производство круп, растительного масла. А также изделия лесопереработки.
Омичам в свою очередь интересна немецкая сельскохозяйственная техника, методики переработки твердых отходов, а также западные биогазовые технологии. По некоторым пунктам взаимодействие уже началось. В частности, оператор федерального проекта "ПАРК" (промышленно-аграрные региональные кластеры) и Германия подписали стратегическое соглашение о сотрудничестве в сфере энергоэффективности АПК и создании возобновляемых источников энергии.
Первый шов на будущем 25-метровом корпусе вагона из закрытого алюминиевого экструдированного профиля на заводе "Уральские локомотивы" в Верхней Пышме сварили в торжественной обстановке в середине мая этого года. Процесс занял около часа. А уже через год местные "соратницы" "Сапсана" полетят по всей России в плановом порядке.
По словам президента Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) Валентина Гапановича, "Ласточка" - проект, который создавался специально для России с компанией "Сименс" и имеет ряд принципиальных отличий от поездов "Desiro", использующихся в Германии. В частности, система пассивной безопасности - не просто копия европейского аналога, она позволяет и сохранить жизнь бригаде машинистов, и быстро запустить вагоны в эксплуатацию в случае ЧП.
- Такого в России еще никто не делал. Очень экономичный подвижной состав, мы проводили его испытания. При минус 25 и скорости ветра 15 метров в секунду пассажиру комфортно, - отмечает эксперт.
Электричка нового поколения оборудована высокими и низкими платформами, имеет особое оснащение кузова, способна эксплуатироваться в реалиях нашей погоды: от +40 до -40 градусов. За счет применения асинхронного тягового привода она потребляет примерно на 30 % меньше энергии. Максимальная скорость, которую может развить состав, 160 километров в час. Это меньше, чем у двухсистемных поездов "Desiro RUS", которые сейчас возят пассажиров под Санкт-Петербургом и будут применяться в Сочи, зато уральская "Ласточка" мощнее, потому что работает на постоянном токе, что позволяет ей быстро тормозить и ускоряться при частых остановках. Кроме того, все поезда будут оборудованы кондиционерами и системой видеонаблюдения за посадкой-высадкой пассажиров.
Предполагается, что электропоезда нового поколения будут использоваться для внутригородских и пригородных перевозок, а после модификации - и для межрегиональных. В качестве потенциальных полигонов выступают Москва, Санкт-Петербург, Урал и Западная Сибирь (ветки, связывающие Екатеринбург с Тюменью, Челябинском, Курганом, Нижним Тагилом, Пермью), а также Черноморское побережье Кавказа и Краснодарский край. Скорее всего, "Ласточки" станут одним из основных средств передвижения команд и болельщиков во время чемпионата мира по футболу 2018 года.