Обещания президента Бразилии Дилмы Роуссефф провести референдум о политической реформе и осуществить сразу несколько масштабных социальных программ не успокоили ситуацию в стране. Протестиующие по-прежнему выходят на улицы. Лозунги стандартные: против социальной политики государства, коррупции, неэффективности и безумных расходов на проведение спортивных мероприятий.
Борис Мартынов, заместитель директора Института Латинской Америки РАН:
- Протесты в Бразилии носят не экономический, а социально-психологический характер. Для их понимания нужно изучать психологию масс, влияние социальных сетей на поведенческие установки молодых людей: ведь то, что происходит в развивающихся странах вроде Бразилии или Турции, где растет уровень жизни и решаются другие проблемы, для нас загадка.
Обширные социальные программы, которые начались в Бразилии при Инасиу Лула да Силве и продолжаются при Дилме Роуссефф, требуют серьезных вливаний из бюджета. Крупный частный бизнес не спешит их поддерживать. Поэтому государству приходится закрывать дыры, в том числе непопулярными мерами, например, повышением тарифов на проезд. В свою очередь люди, которые привыкли, что им многое обещают, отучаются нести социальную ответственность. Они уже не понимают более важные императивы, чем их непосредственные запросы. К тому же ядро демонстрантов - это молодые люди, максимализмом которых многие пользуются. Кроме того, происходящее сейчас в Бразилии свидетельствует о том, что старые формы управления обществом изживают себя. Общество стало более гомогенно. Оно быстрее реагирует на события, теснее связано между собой. Поначалу Дилма Роуссефф растерялась, но сейчас пытается маневрировать. Мне кажется, она ищет в правильном направлении. Предложить готовые новые формы с ходу очень сложно. Но она заявила, что слышит голос улицы. Существует бразильская культура компромисса. Поэтому думаю, что в революцию все это не выльется, а мирные демонстрации пойдут на спад по мере того, как власти Бразилии будут делать встречные шаги в отношении протестующих.