27.06.2013 23:05
    Поделиться

    В Екатеринбурге немые фильмы "оживили" музыкой

    Главным организатором кинофестиваля "Немое кино - живая музыка" выступил Гете-Институт. В течение трех вечеров в кинотеатре "Салют" показали три ленты, созданные в Германии в 20-х годах прошлого века: "Голем. Как он пришел в этот мир" режиссеров Карла Безе и Пауля Вегенера, "Метрополис" Фрица Ланга и его же "Женщина на Луне".

    По словам организаторов, для фестиваля были отобраны самые яркие образчики киношколы немецкого экспрессионизма начала ХХ века. Жанры триллера, ужасов, фантастики неизменно - десятилетие за десятилетием - пользуются успехом у публики во всем мире. А продвинутые российские зрители на ура восприняли идею "оживления" немых фильмов современной музыкой. Показы немых фильмов с живым музыкальным сопровождением проводятся во многих российских городах с определенной регулярностью.

    В Екатеринбурге в зале "Салюта" на показе первой фестивальной ленты - "Голем" - полный аншлаг: аудитория в основном молодая - студенты, интеллигентного вида пары. Сразу скажу: на фильмах того же жанра, созданных почти на столетие позже, лица зрителей совсем другие. Пустых кресел в зале нет, это и неудивительно: проект проверенный, билеты недорогие, музыканты известные. В роли "таперов" сегодня выступают московский джазист Сергей Летов и новосибирский музыкант Роман Столяр. Завтра и послезавтра на темной сцене перед экраном предстоит импровизировать мультиинструменталистам Владу Быстрову (Германия), Алексею Борисову (Москва) и Дитриху Айхманну (Германия).

    Пока зрители рассаживаются, работники сцены готовят инструменты. Нам предстоит услышать бас-саксофон, блокфлейты, бас-кларнет, электронные духовые, фортепиано. А увидеть - легендарную ленту, снятую по мотивам еврейской легенды о Големе, глиняной статуе, оживленной при помощи магии и взбунтовавшейся против своего создателя. Заглавную роль убедительно-жутко исполнил сам Пауль Вегенер. Образ Голема в начале 20-х годов прошлого века стал очень популярным в Германии, однако впоследствии был потеснен схожим по смыслу образом чудовища, созданного Франкенштейном.

    По словам Сергея Летова, в работе с немецкой картиной его привлекает своеобразная мрачная средневековая атмосфера. Действительно, снятый более 90 лет назад, "Голем" вполне может полтора часа держать современного зрителя в постоянном напряжении, а музыка этот эффект только усиливает. И если в первые минуты в зале слышатся смешки и шепотки зрителей, не впечатленных отчаянно устаревшими спецэффектами, то уже через полчаса по тишине в зале стало понятно: понравилось.

    Зрители проект оценили. "Поскольку формат был непривычен, у меня, можно сказать, глаза и уши разбежались, - делится впечатлениями от сеанса студент Алексей, - Я поначалу не понимал, то ли кино смотреть, то ли полностью сосредоточиться на аудиосоставляющей. А послушать и правда было что. Два часа первоклассной импровизационной музыки - чистое удовольствие". "Немое кино - живая музыка" в "Салюте" - это очень круто, господа и дамы! Всем настоятельно рекомендую. Сегодняшний сеанс был прекрасен", - говорит Татьяна.

    По словам атташе по культуре и прессе Генерального консульства в Екатеринбурге Анны Порро, программа года Германии в России составлена так, чтобы в ней было максимально отражено все многообразие немецкой культуры, в которой кинематограф играет не последнюю роль.

    Поделиться