Сергей Владиславович, как проходило становление вашего бизнеса в России? Как Вы оцениваете текущий уровень взаимодействия между странами?
Сергей Андреев: Решение об открытии первого офиса концерна BASF в России было принято еще в 1874 году. Фабрика по производству красителей, построенная и открытая в Бутырках тремя годами позже, стала первым предприятием концерна за пределами Германии. Сегодня наша история в России насчитывает почти 140 лет, и за это время происходило очень много событий, которые влияли на ведение бизнеса. Так, в конце XIX века объем продаж концерна в России достигал двух миллионов немецких марок, доля российского рынка в общем обороте BASF составляла 10%. А в начале XX века развитие бизнеса в России было приостановлено почти на полстолетия. Деловые контакты возобновились только в 50-х годах прошлого века. Торговые операции тогда осуществлялись с внешнеторговыми организациями - "Союзхимэкспорт", "Союзпромэкспорт" и др. После распада СССР, а именно в 1993 году, было принято решение о создании ЗАО "БАСФ", которое на сегодняшний день представляет интересы BASF в России и координирует работу представительств концерна в странах СНГ. В 2012 году объем продаж BASF в России достиг 1,3 млрд евро.
Сегодня мы имеем совершенно иной уровень экономического, политического и социально-культурного взаимодействия между Россией и Германией, нежели еще 10 лет назад. К слову, на российском рынке представлены почти 6 тысяч компаний с немецким капиталом. Эффективно действуют рабочие площадки на правительственном, деловом, культурном, дипломатическом уровнях. Это позитивно влияет на наши амбициозные цели в области разработки и внедрения инновационных технологий для российских клиентов, осуществление прямых инвестиций, совместных проектов, подготовки кадров, социальной ответственности.
В концепции развития компании в России и СНГ указано, что в ближайшие годы вы будете расширять деятельность в таких областях, как нефтегазовая и автомобильная промышленность... В каких еще отраслях реального сектора российской экономики вы наиболее активно представлены?
Сергей Андреев: Сегодня концерн BASF производит и поставляет решения, сырье и технологии практически для всех отраслей российской промышленности. Безусловно, есть несколько отраслей, в которых наш бизнес развивается наиболее быстрыми темпами. В рамках нашей корпоративной стратегии в России и СНГ с перспективой до 2020 года мы обозначили семь таких направлений: нефть и газ, химия и нефтехимия, сельское хозяйство, строительная отрасль, горнорудная и автомобильная промышленность, а также сектор потребительских товаров.
При этом для одного и того же предприятия мы можем поставлять самую широкую линейку продуктов из различных областей. Скажем, для агрохолдингов наш концерн может предлагать не только решения в области защиты растений, но и кормовые добавки, технологии очистки сточных вод, ингредиенты для пищевой промышленности и упаковки, строительную химию.
Бизнес BASF очень диверсифицирован. Какие наиболее крупные проекты в этой области были запущены в последнее время?
Сергей Андреев: Если говорить, например, о нефтегазовом сегменте, то сегодня BASF, в лице своей дочерней компании "Винтерсхалл", участвует в сооружении морской части газопроводов Nord Stream и South Stream ("Северный поток" и "Южный поток"). BASF принадлежит 15,5% и 15% акций в данных проектах соответственно. Также в ноябре прошлого года BASF и "Газпром" подписали соглашение об обмене активами. Надеемся, что вскоре получим необходимые разрешения. Предполагается, что это приведет к расширению нефте- и газодобычи BASF в Западной Сибири.
В мае этого года мы договорились с АвтоВАЗом о внедрении полиуретановых систем BASF при производстве автомобилей LADA Kalina нового поколения. Вместе с тем BASF уже более десяти лет является поставщиком лакокрасочных материалов для АвтоВАЗа, а также широкого спектра решений практически для всех предприятий отечественной и зарубежной автомобильной промышленности, представленных в России.
Мы также активно участвуем в проектах строительства и модернизации гражданских и промышленных сооружений, объектов транспортной и спортивной инфраструктуры. Так, решения концерна применялись при возведении объектов по случаю подготовки саммита АТЭС во Владивостоке, Всемирной летней Универсиады в Казани, зимней олимпиады в Сочи.
Продукты для реализации этих проектов поставляются с российских заводов концерна или из Германии?
Сергей Андреев: Продукты строительной химии и лакокрасочные покрытия поставляются с наших заводов в Подмосковье. В области полиуретановых систем в 2012 году мы открыли технической центр под Санкт-Петербургом, где в современной лаборатории адаптируем решения к конкретным потребностям российских заказчиков. Но есть и продукты, которые мы поставляем с европейских производственных комплексов BASF. Сегодня у BASF в России и СНГ работает семь производственных площадок. И мы рассматриваем новые перспективные возможности локализации бизнеса. Один из ближайших проектов уже скоро будет запущен в Казани.
По итогам первого квартала 2013 года наиболее прибыльной для вашего концерна стала такая отрасль, как сельское хозяйство. Какие агрорешения оказались наиболее востребованными?
Сергей Андреев: BASF предлагает средства защиты растений, обеспечивающие оптимальные условия развития культур, повышение урожайности и улучшение качества сельхозпродукции. Наиболее востребованными были такие технологии, как Clearfield на подсолнечнике и рапсе, а также фунгициды (вещества для борьбы с вредоносными грибами) под брендом Agcelence.
Пожалуй, мало кто знает, что ваша компания активно развивает направление здорового питания. Оно как-то связано с отраслью сельского хозяйства?
Сергей Андреев: Конечно. Средства для защиты растений позволяют повышать не только количество, но и качество урожая. При этом у нас есть отдельное направление добавок для пищевой промышленности, которые позволяют обогащать продукты питания, делать их более качественными и полезными для здоровья людей. Так, в 2012 году мы интегрировали компанию-производителя жирных кислот "омега-3", которые доказали свое позитивное действие при лечении сердечно-сосудистых заболеваний.
Прошла информация, что уже к 2020 году концерн ежегодно будет получать по 30 млрд евро от продаж тех наименований продукции, которые присутствуют на рынке меньше 10 лет. Что в вашем портфеле инноваций?
Сергей Андреев: Мы убеждены, в будущем инновации в области химии будут играть ключевую роль в устойчивом развитии общества. К 2050 году население Земли достигнет 9 млрд человек. Для удовлетворения растущих потребностей нам понадобятся ресурсы трех наших планет. Поэтому BASF видит свою цель в разработке решений, которые будут позволять обеспечивать население качественными продуктами питания, повышать качество жизни и снижать вредное воздействие на окружающую среду. В 2012 концерн начал рыночные поставки более чем 250 новых продуктов. Сейчас исследователи BASF работают в общей сложности еще над тремя тысячами проектов.
Все решения, которые мы поставляем сегодня на российском рынке, отвечают самым передовым стандартам. Если же говорить о перспективных направлениях глобальных исследований, то в фокусе нашего внимания находится, например, такая область, как эффективное расходование и передача энергии. В лабораториях идет поиск новых материалов для фотоэлектрических технологий, а также для литий-ионных аккумуляторов. Последние уже нашли применение при разработке концепт-кара Smart forvision - совместной разработки концерна BASF и компании Smart. Еще одно направление - производство биопластиков, подверженных полному или частичному разложению в естественной среде и не наносящих вред экологии.
Для реализации этих и огромного множества других проектов BASF осуществляет сотрудничество с исследовательскими институтами и образовательными учреждениями по более чем 600 проектам.
Сергей Андреев: Так, сейчас в России BASF уже открыл девять научно-исследовательских лабораторий, в том числе на базе ведущих российских университетов. Мы ведем активное взаимодействие с РХТУ им. Губкина, химическим факультетом МГУ и другими ведущими учебными заведениями. Кроме того, мы стремимся популяризовать химию, объяснять ее практическое значение. С этой целью, например, на базе российских школ мы проводим детские образовательные проекты, которые получили название Kid s Labs, или "детские лаборатории". И мы действительно верим, что, показывая малышам нехитрые химические опыты сегодня, уже завтра мы вместе с ними сможем достичь того, что раньше казалось немыслимым, и что их новые открытия станут для человечества таким же прорывом, как создание Менделеевым периодической таблицы элементов, изобретение пенициллина или открытие структуры ДНК.