Борисоглебское училище летчиков - одно из старейших в стране. Его окончили Валерий Чкалов, автор 22 мировых рекордов Владимир Коккинаки и Виктор Талалихин, впервые в истории выполнивший ночной таран. Здесь воспитали 272 Героя Советского союза и России, 12 дважды Героев. В конце 2012 года борисоглебские курсанты приступили к изучению новейшего учебно-боевого самолета Як-130, в апреле начали летать на нем. Прославленный вуз поздравили и летчики Липецкого авиацентра, у которого с Борисоглебском давние и тесные связи - пилотажная группа "Соколы России" во главе с начальником центра Александром Харчевским показала всем воздушный бой , а женщинам отдельно - военно-воздушные тюльпаны.
На земле
Праздник начался еще в Воронеже, где Виктор Бондарев наградил победителей конкурса профессионального мастерства военных летчиков "Авиадартс". Среди пилотов штурмовиков лучшими оказались два Алексея: Межарев и Хижняков, - с авиабазы Буденновск. У вертолетчиков первое место заняли экипажи Ми-24 с авиабазы Коренево: Андрей Скиданчук и его штурман Гаджимурат Курбанов, Станислав Шехурдин и Александр Митин. Помимо права поступления без экзаменов в военно-воздушную академию каждому досталось по увесистому тому "100 лет ВВС России", коллекции марок на ту же тему, книге маршала авиации Евгения Шапошникова "Выбор" и DVD "Праздничный концерт".
Представитель Тульского КБ приборостроения, обеспечившего "Авиадартс" средствами ПВО, также наградил Алексея Межарева, сумевшего приблизиться к зенитному комплексу "Панцирь-С1" на минимальное расстояние и условно его уничтожить. А вручая подарок вертолетчикам, туляк сказал: "Я видел, как вы работали пушкой. Не забывайте, что она тоже сделана в нашем КБ".
Кто-то из журналистов с чисто армейским юмором подарил Межареву настоящий дартс и предложил кинуть дротик. "А как же братья?" - смутился пилот штурмовика, имея в виде вертолетчиков. "По очереди кидать будете", - ответили ему. Межарев кинул и не попал.
- На эту чепуху времени не хватает, - прокомментировал Бондарев. - Лучше стрелять по земле.
При ближайшем рассмотрении оперение у дротиков оказалось из флагов США и Великобритании. "Флаги замените и пользуйтесь", - посоветовал главком и рассказал, что на соревнованиях танкистов, которые в августе пройдут под Москвой, авиация также будет задействована. Каждые два часа пара Ил-76 будет сбрасывать на трассы "Танкового биатлона" тонны воды, чтобы судьям и зрителям можно было разглядеть, чем занимаются "биатлонисты".
Через 40 минут Виктор Бондарев был на 230 километров восточнее, в Борисоглебске. Поле надраенного аэродрома окружали празднично одетые горожане. Авиабаза здесь - градообразующее предприятие, с ним связана жизнь едва ли не каждой семьи: кто служил, кто служит, а иные собираются.
После выноса знамени, рапортов и поздравления главкома - замполит военно-воздушной академии, не отрывая ладони от виска, локтем дирижировал ответным троекратным "Ура!" - были зачитаны праздничные приказы министра обороны, главкома и начальника академии. Отличившимся вручили медали "За воинскую доблесть" и подарки, кое с кого сняли ранее наложенные взыскания. Главком ВВС в 1991-1998 годах Петр Дейнекин подарил училищу икону Ильи Пророка, покровителя летчиков. Выпускник 84-го года отец Василий принял дар и перекрестил иконой собравшихся. Продолжающим работать отставникам Виктор Бондарев вручил медали "За трудовую доблесть". Многих он радостно узнавал - во времена его учебы они были летчиками-инструкторами, преподавателями и начальниками факультетов.
- Борисоглебское училище дало много героев, готовило и продолжает готовить воздушных бойцов. Выпускники училища защищали небо в тяжелые годы Великой Отечественной войны, с честью прошли Афганистан, принимали участие в боевых действиях в Чечне и Таджикистане. И сейчас летчики из Борисоглебска с честью и достоинством служат в наших военно-воздушных силах, - отметил главком. - К сожалению, в свое время училище было сокращено, но я надеюсь, пройдет совсем немного времени, и мы сумеем возродить его.
В воздухе
В 11 часов из Липецка прилетели "Соколы России". Шесть тяжелых истребителей Су-27, выстроившись клином, как приклеенные, синхронно выполняли фигуры высшего пилотажа. "Расстояние между самолетами всего четыре метра. Во время выполнения маневров летчик смотрит только на своего ведущего, - пояснил комментатор. - А сейчас специально для прекрасных дам - роспуск "Тюльпан"! Самолеты снизились до 200 метров и разошлись над аэродромом грохочущим цветком. Зрительницы зааплодировали.
- Мы смотрим со стороны, а им нужно преодолевать страх! - всплеснула руками красивая черноволосая девушка в белом платье. Ее подруга, не отрывая глаз от неба, показала ладонью: не мешай смотреть.
Выполняя "колокол", самолет начальника Липецкого авиацентра Александра Харчевского вертикально поднялся в небо, замер там и, разворачиваясь носом к земле и переходя в пикирование, выпустил веер красных ракет. Потом прошел над аэродромом на крошечной для истребителя скорости - 170 километров в час! - подняв самолет на дыбы, как цирковую лошадь. Такую скорость летчики называют "меньше эвалютивной", т.е. необходимой для удержания самолета в воздухе. Показанный Харчевским трюк требует от пилота не только мастерства, но и отваги.
Под "Одинокого пастуха" истребители вальсировали в голубом небе и я, кажется, понял, почему Харчевский - генерал и начальник крупного центра со множеством боевых и административных забот, - с такой готовностью участвует в авиашоу (помимо показов на учениях и государственных праздниках, "Соколы России" украшали небо двух десятков городов и республик). Потому что летать - это здорово.
С неба сыпались парашютисты - участники сборной ВВС. Радиоуправляемые модели крутили фигуры высшего пилотажа - круче "Соколов", что в кабинах самолетиков не было людей, чьи возможности ограничены перегрузками. Старых воздушных асов, ветеранов училища особенно умиляло, что приземлившиеся модели, как собачонки, подъезжали к ногам и разворачивались. Некоторые даже тянулись их погладить.
Гости тем временем переехали в училище, возложили цветы к памятникам Чкалову и летчикам, погибшим в сражениях Великой отечественной. Зашли в музей и учебный класс, где курсант на тренажере отрабатывал пилотаж Як-130. На огромном, во всю стену экране, плыл ландшафт. Курсант заложил крутой вираж, ландшафт встал на дыбы, а на высотометре цифры стремительно побежали вниз. "Летать любит, особенно пикировать", - улыбнулся Сергей Богдан. На салоне в Ле-Бурже он показывал Су-35С в запредельных режимах.
В столовой накрывали столы для праздничного обеда. У входа остатки училищного оркестра - седоголовые старики - выдували из старых труб военно-воздушные марши.
- Борисоглебское училище летчиков будет жить и развиваться. - сказал бывший начальник вуза и главком ВВС Владимир Михайлов. - Оно должно стать мощнейшей авиабазой, где молодые пилоты будут обучаться полетам на самолетах Як-130 и где должен быть создан современный центр сервисного обслуживания этих самолетов.
На опустевшем аэродроме красный Як-130, управляемый по радио, все крутил и крутил над полосой петли Нестерова. Потому что летать - это здорово.