Хотя, поверьте, я человек не только далекий от церковного фанатизма, но и вообще-то церковным человеком себя не считаю. Утешаюсь народной мыслью: "Муж женой спасется". А жена у меня церковная-прецерковная - староста воскресной школы, читает в храме, поет в хоре и т. д.
Просто мне надоело слушать бесконечные сплетни про церковь, про то, кто кого там сбил в рясе на "Ягуаре" и скрылся с места преступления (а без рясы и на "шестерке" - можно?) и т. д. - и все в одной тональности.
Люди не понимают, что корень церкви - не епископат, не благочинные даже. Корень Русской церкви - приходской батюшка. И потому шутливая поговорка: "Каков поп, таков и приход", - является самой что ни на есть истиной.
Недавно христианский журналист Яков Кротов, ведущий на радио "Свобода" передачу "С христианской точки зрения", пригласил меня обсудить мою последнюю книгу "Святой против Льва" о вражде отца Иоанна Кронштадтского и Льва Толстого.
Я шел туда не без смущения. Все-таки я не богослов и не историк церкви, хотя какие-то азы и той, и другой областей знаю.
Но как же я сейчас благодарен Якову Кротову за это приглашение! Дело в том, что там был еще третий собеседник - отец Андрей Дударев. Я смотрел на него, слушал его и думал: "Господи, да если на Руси есть такие батюшки, о каких часах Патриарха мы говорим! Вот о ком надо говорить, кричать!" Умница, философ, говорит красиво, точно выражая свои мысли, которые почти полностью совпадали с моими!
Мы обменялись адресами, и я попросил отца Андрея прислать мне о себе короткую справку. Вот она:
"В Пушкине (или, как у нас говорят, в ПушкинО, не склоняя в отличие от питерского), я родился (17.05.75) и, выходит, пригодился. В 1997-м - закончил Московскую духовную семинарию, 1998-м - священник (первый храм Святителя Филарета (Дроздова) - символично), с 2000 - настоятель церкви Вмч. Пантелеимона при ЦРБ г. Пушкино.
На памятнике В.В. Маяковского, установленном по моей инициативе, на деньги моих друзей и единомышленников, запечатлены слова произнесенные поэтом накануне гибели 13 апреля 1930 года в присутствии Вероники Витольдовны Полонской (его невесты): "О Господи... Я ничего не понимаю теперь - во что я верю". После возгласа "О Господи!" Полонская удивилась и спросила: "Мир перевернулся! Маяковский молится - вы разве верующий человек?".
В сентябре, на 185-летие Л.Н. Толстого, открываем и ему памятник, также на средства моих единомышленников. Скульптором обоих монументов является семья - отец и сын: Селивановы Николай Александрович (народный художник России) и Василий Николаевич. Разработка образа также принадлежит мне, это важно, т. к. за этим мое ощущение человека и энергетический посыл обществу.
Бюст Маяковского установлен в сквере по улице Маяковского, Толстого поставим в сквере по улице Толстого. Скверы прилегают друг к другу, они образованы указанными выше улицами. Причем Маяковского вытекает из Толстого - что для меня тоже не случайно.
P. S. Женат, 4 детей".
Зачем православный священник на свои и своих единомышленников деньги ставит памятники писателям? И каким?! Богоборцу Маяковскому ("Эй вы, небо! Снимите шляпу. Мы идем"), отлученному от церкви Льву Толстому, который не признавал ни Божественности Христа, ни Святой Троицы, ни Таинства Причастия! Зачем?
Зачем православному священнику не просто увековечивать в своем родном городе образы писателей, но еще и таких, кто с церковью, очевидно, боролся, от которых она немало натерпелась.
А может, вот это и есть настоящее христианство?
Может это и есть исполнение той самой трудной заповеди "возлюби врага своего"? Хотя я не думаю, что для отца Андрея Маяковский и Толстой враги. Не враги, братья по разуму.
Это очень трудно объяснить, но отец Андрей поступает не просто правильно, но мудро. Это и есть тот момент диалога светской и церковной культуры, которого нам так не хватает. И это не просто диалог, т. е. попросту болтовня. Это действия, это материальные дани памяти.
Я не видел бюста Маяковского, но фотографию макета памятника Толстому в натуральную величину отец Андрей мне прислал. Да, Толстой здесь, скорее, не христианин. Здесь он, скорее, мудрец, философ, Сократ. Но и - глубоко верующий в Бога-Отца человек. Это передано всем видом памятника. Толстой здесь чем-то похож и на Моисея, и на греческого мудреца, и на русского дедушку, который много пожил и много знает.
Замечательный памятник!
А батюшка еще лучше!
От него свет идет. Реально!
Но это надо просто видеть.
А ведь в прошлом был боксером.
Нос переломлен.