Разговор зашел об инновациях в отрасли, обеспечивающей сегодня более 40 процентов пассажирских и грузовых перевозок, - на железных дорогах. "Только опираясь на современные технологии, на передовые разработки можно решить такие сложные задачи, как повышение скорости движения, что является императивом развития в XXI веке, обеспечение комплексной безопасности, доступности и комфортности пассажирских перевозок, увеличение грузоподъемности поездов", - подчеркнул глава правительства. Основные цели развития правительство еще в 2008 году вписало в стратегию развития транспорта, рассчитанную до 2030 года, сделав акценты на высокоскоростном пассажирском движении и грузовом сообщении.
Дмитрий Медведев уточнил ряд конкретных задач, стоящих перед железными дорогами. "Первое - это спрос на технологии проектирования и строительства, а также производство материалов, включая композитные, создание новых видов оборудования", - заявил он. Промышленность, по мнению премьера, при поддержке государства готова удовлетворить подобный запрос, но все зависит все-таки от заказчиков. "Есть заказ, будет и производство, которое позволяет планировать инвестиции", - уверен глава кабинета министров.
Второй приоритет - развитие сотрудничества с ведущими зарубежными партнерами. При этом премьер посоветовал перенимать не только передовые научно-инженерные решения, но и подходы к планированию и организации производства.
За международной кооперацией нельзя забывать о собственных разработках, подчеркнул Медведев, говоря о следующей задаче. Одна из них предполагает использование на железных дорогах локомотивов на газовой тяге, названных газотурбовозами. "Это машина, которой нет в мире, она есть только у нас, - заметил глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин. - Здесь самые новейшие технологии были использованы, которые позволяют использовать природный газ как топливо для локомотивов". Подобные тягачи, как считают в компании, можно использовать на железных дорогах севера страны и на БАМе. "До 2020 года мы планируем закупить таких магистральных газовых турбовозов уже 40 единиц", - заявил Якунин.
Газовое направление будущего железных дорог удачно укладывается в общую концепцию большего использования газомоторного топлива. Ранее глава кабмина подписал постановление, которым обязал постепенный перевод на природный газ части общественного транспорта и машин коммунальных служб. "Может быть, это постановление приспособить под деятельность "Российских железных дорог", потому что раз это направление есть, его нужно не гробить, а развивать", - предложил теперь премьер-министр.
В РЖД долго раздумывать не стали. Владимир Якунин согласился, что включение компании в постановление было бы правильным. К тому же первые контакты на эту тему с "Роснефтью" и "Газпромом" уже были.
"Четвертое - объем финансирования", - заявил Дмитрий Медведев. В правительстве понимают, что собственных денег РЖД на все не хватит. Часть средств Фонда национального благосостояния, напомнил премьер, будет направлена на строительство высокоскоростной линии Москва - Нижний Новгород - Казань, а также на развитие Транссиба. Кроме того, РЖД напомнили о том, что для разработок можно обращаться к возможностям институтов развития - ВЭБа, "Роснано" и инноцентра "Сколково", - которые уже сейчас финансируют отраслевые исследования на 40 миллиардов рублей.
Глава "Российских железных дорог" отчитался о сделанных в 2011-2012 годах собственных вложениях компании на сумму 270 миллиардов рублей. "Как и обещали, мы последовательно наращиваем в соответствии с вашими указаниями направление средств на научно-исследовательские и конструкторские разработки", - отметил Якунин. В прошлом году соотношение выручки и направленных средств составило 0,54 процента, а до 2015 года этот показатель должен составить 1 процент.
Определенные результаты от инноваций на железных дорогах уже получены. Так, к 2015 году в отрасли должны снизить энергоемкость перевозок на 7,2 процента к уровню 2010 года. "Благодаря реализации энергосберегающих технологий в 2012 году этот показатель составил 3,4 процента, - уточнил Якунин. - То есть мы движемся в направлении поставленной цели. Уже 50 процентов целевого значения мы имеем". И хотя отставание от ведущих железнодорожных стран еще имеется, причины для гордости у главы РЖД есть: "Мне, например, приятно отметить, что по энергоэффективности мы в 1,5 раза превосходили в прошлом году железные дороги США". Правда, объясняется это тем, что в США работают на дизельных локомотивах, а электрические сегодня наиболее эффективны.
- Но факт остается фактом: в 1,5 раза мы эффективнее работаем, чем наши передовые американские коллеги, - повторил Владимир Якунин.