По закону, обязательной геномной регистрации подлежат осужденные, отбывающие наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также насильники и педофилы. Под эту категорию попадают сотни тысяч арестантов. Например, в Адыгее поставят гены на учет около 70 процентов осужденных в местных колониях. Всего до конца этого года геномную регистрацию планируется провести в отношении 198 тысяч арестантов. А в целом, по подсчетам экспертов, "скопировать" гены придется где-то у 500-600 тысяч осужденных. Работа на несколько лет.
Сейчас, в первую очередь берут на память ДНК у тех арестантов, кому в этом году пора освобождаться. Постепенно дело дойдет и до остальных. По словам заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний Николая Колесника, данные о ДНК лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также за преступления против половой свободы и неприкосновенности поступают в единый банк данных, который формирует сейчас МВД России.
Как рассказывают в тюремном ведомстве, в специальные комиссии по проведению обязательной государственной геномной регистрации входят медицинские работники, сотрудники оперативных и воспитательных подразделений, отделов специального учета. "В их обязанности входит учет лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, организация проведения процедуры сбора и хранения геномного материала, оформление необходимой документации", сообщают в пресс-службе управления ФСИН России по Республике Адыгея.
Технология такова. Перед забором крови, который проводит тюремный медик в присутствии начальника отряда, личность осужденного сверяют с материалами его личного дела. После присвоения индивидуального номера биоматериал направляется в экспертно-криминалистический центр местного управления МВД России. Полиция заносит полученные данные ДНК-осужденных в федеральную базу данных геномной информации. Геномная информация будет храниться до установления факта смерти осужденного. А если о судьбе человека не будет никаких вестей, его гены будут лежать в базе до даты, когда ему бы исполнилось 100 лет.
Для этой работы ФСИН закупила также специальные наборы для взятия, хранения и предварительной обработки геномного материала человека. Это пластиковые пакеты, в которых находятся пропитанные дезинфицирующим средством салфетки, пара стерильных перчаток, одноразовый ланцет для забора крови, а также специальная карта-носитель для хранения и транспортировки образцов крови. Людям, чьи гены попадут в базу данных МВД, уже никогда не получится сохранить свое инкогнито: кровь выдаст их с головой.
Еще одна новость из-за колючей проволоки: в Алтайском крае подвели первые итоги применения видеорегистраторов в колониях. Уже несколько месяцев каждому сотруднику дежурной смены отдела безопасности утром выдается небольшая цифровая видеокамера. Компактное устройство с автономным источником питания и флешкой позволяет записывать происходящее вокруг. В исправительной колонии №11 даже разработаны маршруты, по которым во время дежурства обязаны пройти сотрудники с видерегистраторами. По словам начальника отдела безопасности ИК-11 капитана внутренней службы Екатерины Беловой, если раньше некоторые осужденные оспаривали замечания, пытались провоцировать сотрудников на конфликт, сейчас эти ситуации исключены. "В спорных случаях мы сразу обращаемся к записи. Видеорегистратор дисциплинирует, как осужденного, так и сотрудника", - сказала она.