01.07.2013 23:49
    Поделиться

    В Москве прошел саммит Форума стран - экспортеров газа

    Владимир Путин призвал страны - экспортеры газа не сдавать позиций
    Вчера в Кремле прошел второй саммит Форума стран - экспортеров газа (ФСЭГ). Владимир Путин призвал вместе противостоять давлению "третьего энергопакета" и не "почивать на лаврах", чтобы не проиграть в конкурентном соревновании с другими видами ресурсов. А на пресс-конференции назвал условие, при котором экс-агент ЦРУ Эдвард Сноуден сможет остаться в России.

    В столицу приехали лидеры государств и профильные министры 12 стран, входящих в ФСЭГ, а также представители 4 стран-наблюдателей. Участникам предстояло выработать общую позицию по ценообразованию, созданию условий для снижения избыточной волатильности цен и повышению транспарентности.

    По прогнозам, до 2018 года спрос на газ увеличится более чем на 16% - до 4 трлн кубометров. Владимир Путин призвал объединить усилия для защиты интересов стран-экспортеров и отметил рост давления на них. "Вижу в этом серьезный вызов", - сказал он. Прежде всего это попытки продиктовать экономически неприемлемые условия, желание изменить принципы поставок на основе долгосрочных контрактов, "отвязать" цены от стоимости нефти и нефтепродуктов, снизить уровень обязательных к отбору объемов. "К сожалению, проводники такой политики зачастую не понимают, что отказ от базовых принципов долгосрочных контрактов не только нанесет удар по производителям газа, обернется серьезными издержками, но в конечном счете подорвет энергетическую безопасность самих стран-покупателей", - предостерег он. Другие участники были согласны, что и подтвердили в декларации.

    Российский лидер напомнил, что увеличение доли газа в энергобалансе улучшит экологию. "А за энергетическую и экологическую безопасность, безусловно, всем приходится платить, что справедливо и полностью отвечает духу рыночных отношений без всякой примеси политизации этого вопроса", - добавил он.

    Появляются новые ценовые ориентиры, в том числе спотовые. Но это не повод отказываться от проверенных временем долгосрочных контрактов и принципа "бери или плати". "Необходимо сохранить справедливое распределение рисков между экспортерами и импортерами", - заявил Путин.

    Российский лидер возмущен дискриминационными ограничениями по отношению к поставщикам, прежде всего "третьим энергопакетом" в ЕС. Этот "абсолютно нецивилизованный способ общения с партнерами" серьезно ограничивает деятельность тех, кто десятилетиями инвестировал в европейскую газовую отрасль, полагает он.

    "В этих условиях ключевое значение приобретает солидарность стран - экспортеров газа. Противостоять неправомерному давлению, отстаивать интересы производителей и поставщиков газа на внешних рынках эффективнее, безусловно, вместе. Мы хотим, чтобы наши интересы справедливо учитывались", - обозначил Путин. Это тоже было прописано в декларации.

    Выработка общих позиций важна и в контексте межтопливной конкуренции. Если "почивать на лаврах", можно проиграть в соревновании с другими видами ресурсов, предостерег президент РФ и призвал поддерживать исследования и активнее использовать газ в качестве моторного топлива.

    Следом выступили остальные участники. Позиции были едины, но каждый оратор привнес свои нюансы. Так, венесуэльский лидер Николас Мадуро заявил, что нужна структура для исследований и фонд, который бы инвестировал в отрасль. А президент Ирана Махмуд Ахмадинежад по традиции призвал "освободить от монополии международную жизнь". Он отметил, что есть некая группа, за которой - шлейф периодов колониализма, и она навязала большинству государств "масштабную дискриминацию, нищету и отсутствие безопасности".

    На пресс-конференции Владимир Путин еще четче разъяснил позицию ФСЭГ. Нужны предсказуемые "правила игры", которые не будут зависеть от конъюнктурных веяний, подчеркнул он: "Должна быть уверенность в зав-трашнем дне и у производителей, и у потребителей". "К сожалению, эти очевидные вещи далеко не у всех находят понимание", - заметил Путин. Отсюда и несправедливые регуляторные ограничения - "третий энергопакет". Нужно выработать механизмы превентивной защиты от подобных шагов, считает он.

    "Мы не собираемся оказывать давление на потребителей, - уточнил глава государства. - Мы хотим, чтобы нашу точку зрения слышали и нашу позицию учитывали". Даже мировой кризис не повод, чтобы действовать нерыночными способами, убежден Путин. Если занизить цены, это ограничит производителей в инвестициях в новые проекты.

    "Предлагаем простую и понятную взаимообязывающую формулу глобальной энергобезопасности", - сообщил президент. Производители гарантируют рост предложения сырья на долгосрочную перспективу, а потребители обеспечивают долгосрочный спрос.

    Цели вступать в картельные сговоры нет, заверил Путин. Форум создавался как площадка для обмена информацией и выработки единых подходов. "Отличие в том, что ОПЕК определяет квоты на добычу нефти стран-участниц и тем самым влияет на формирование цены на международных площадках", - объяснил президент. А у газа таких площадок нет. О квотовых ограничениях на ФСЭГ ни разу не говорили, заверил он.

    Глава государства прокомментировал и "сланцевую революцию". В США такая добыча развивается, но она дороже в пять раз. У России достаточно возможностей и для развития сланцевого газа, и для добычи обычным образом, подчеркнул Путин: "Триллионы запасов: обеспечим и себя, и партнеров". Правда, беспокоит экология: ведь это варварский способ добычи ресурсов, заметил он.

    На пресс-конференции президент говорил не только о газе, но и об Эдварде Сноудене. Повторив, что он не "наш агент и никогда им не был", и что "наши спецслужбы с ним не работают", глава государства признался, что не знает, уедет ли Сноуден с кем-то из делегаций саммита.

    Глава государства назвал одно условие, при котором Сноуден смог бы остаться в России: прекратить "наносить ущерб нашим американским партнерам, как это ни странно прозвучит из моих уст". "Но он, судя по всему, такую работу прекращать не намерен, - заметил Путин. - Так что должен выбрать страну пребывания и туда перебраться". Президент пояснил, что Сноуден ощущает себя борцом за права человека, новым диссидентом вроде Сахарова.

    "Россия никогда никого никуда не выдает и выдавать не собирается, - обозначил Путин. - И нам никто никого не выдавал". В лучшем случае обменивали наших разведчиков на тех, кто был приговорен судом РФ.

    "То, что союзники друг друга подслушивают, это не наше дело", - продолжил тему глава государства. Он отметил, что в информации Сноудена ничего нет о попытках прослушки российских представительств. Не исключив, что это возможно, он рассказал об "эксцессе исполнителя": "Поручаешь кому-то подсматривать, а они подслушивают; пошлешь подслушивать - они подглядывают. Поэтому пусть коллеги между собой сами разберутся, кто из них прав, кто виноват и как с этим бороться".

    После саммита главы государств и правительств отправились на 10-е юбилейные скачки на приз президента РФ.

    Между тем

    Совет при президенте по правам человека в своем заявлении призвал главу государства принять "системные меры для кардинального оздоровления отношений" между властью и НКО.

    Поделиться