В среднем получается, каждый день 57 хозяев по всей стране получают команду "с вещами на выход" в никуда. В реальности таких людей, безусловно, гораздо больше, так как в сухой статистике речь только о судебных решениях. За цифрами стоят не просто головы: зачастую целые семьи вместе со своими судьбами, несчастьями и слезами.
Если быть точным, за год было вынесено 20 827 решений о выселении без предоставления другого жилого помещения. Лишиться домашнего очага можно по самым разным причинам: за долги, антисанитарию, неосмотрительность при покупке квартиры. А в целом, наверное, виноват злой рок, нависший над человеком.
Некоторые решения не поворачивается рука исполнять даже у судебных приставов, которые, вообще-то, должны делать свое дело без лишних рассуждений. Но как быть, если, например, местная администрация требует выбросить на улицу ветерана войны из его ветхого дома в маленьком дальневосточном поселке? Такое задание получила судебный пристав Ирина Мартынова из Охотского района Хабаровского края. Исполнительный лист предписал отобрать квартиру в пользу администрации Охотского района у 86-летней участницы войны.
Должница живет в далеком селе Новая Иня. По земле туда добраться можно только зимой, когда во льдах и снегах прокладывают дорогу. А летом лучше воспользоваться вертолетом. Даже по меркам Дальнего Востока это все-таки глушь. Женщину-ветерана, получается, выселяли даже не на улицу, а прямо в тайгу. К тому же должница парализована. А спорная квартира находится в полуразрушенном состоянии, ремонт вышел бы дороже, чем она стоит. Как сообщила местная пресса, решение о выселении суд Охотского района принимал заочно, а иск против парализованного ветерана администрация направляла, как утверждают чиновники, даже не зная о беспомощном состоянии ответчицы. Казенные строчки пресс-релиза дорогого стоят: "человеку в погонах, судебному приставу-исполнителю И. В. Мартыновой показалось крайне циничным отбирать квартиру у столь пожилого человека, находящегося, по сути, в беспомощном состоянии", сообщили в Федеральной службе судебных приставов России. Судебный пристав поговорила с чиновниками, а затем обратилась в Охотский районный суд с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения решения суда. Действительно, пусть бы судьи и объяснили, как правильно надо выселять парализованного старого человека в тайгу.
Администрация иск отозвала. А руководство ФССП России приняло решение поощрить судебного пристава. Однако этот случай скорее исключительный. Чаще всего людям все-таки приходится съезжать. Правда, не всегда человека лишают единственного жилья. Нередко бывает, что гражданин наделал долгов, не хочет отдавать, а сам имеет два-три дома. Тогда с какой-то квартирой приходится расстаться. Однако, в последнее время кредиты часто стали пускать по миру и тех людей, кому идти больше некуда.
Не стоит ругать ипотеку: благодаря ей масса людей счастливо решили квартирный вопрос. Но кому-то груз долгов оказался велик, и это трагедия. Такие дела всегда проходят остро и болезненно. В Ульяновской области, например, прошлым летом должник по ипотеке даже угрожал оружием приставам, приехавшим его выселять. Человека жалко. Очень жалко. Но какой можно предложить выход?
Отдельная тема: бесхозяйственные жильцы, которые устраивают дебоши и антисанитарию в доме. Таких тоже могут лишить жилья: ради спасения соседей. Например, прошлой весной в Краснокаменске выселили за долги и пьянство мать и дочь. Как сообщают судебные приставы, 60-летняя хозяйка квартиры и ее 35-летняя дочь устраивали в квартире пьяные дебоши и пожары. Во время бурных застолий квартира, принадлежащая администрации города, горела три раза. В итоге администрация города подала иск о выселении неблагополучной семьи. Суд постановил выселить двух гражданок из квартиры без предоставления другого жилья. По словам приставов, женщины не стали сопротивляться и добровольно, после вручения им постановления о выселении, покинули квартиру. Квартира осталась закреплена за несовершеннолетним сыном горе-матери. Юноша сейчас обучается в училище и проживает в общежитии. После окончания учебного учреждения он сможет жить в своей квартире на правах хозяина.
За коммунальные долги на улицу не выбрасывают. Если человек живет в муниципальной квартире, ему предоставляют жилье с меньшим метражом. Иногда - неблагоустроенное. Но крыша все-таки есть. В прошлом году было вынесено 1721 решение о выселении с предоставлением иного помещения. Заметим, это в 12 раз меньше, чем выселений в никуда. Плюс к тому из служебных помещений было выселено 880 человек.
Еще любопытное наблюдение из области статистики. Судьи отказывают примерно в одном из трех исков о выселении с предоставлением нового помещения. И люди остаются дома. Но в исках о выселении без замены жилья риск проиграть дела у жильцов возрастает.