Эти новации вводит Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".
Так что со вчерашнего дня банкиры обязаны информировать налоговиков об открытии или о закрытии счетов, вкладов, об изменении реквизитов клиентов, к которым есть претензии по налогам. Другое дело - правоохранительные органы. Вот они как раз теперь не вправе требовать от банков информации по счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении расследования экономических преступлений. В банковские тайны подозреваемых они смогут проникнуть только по решению суда.
Важная деталь. По всем видам преступлений вводится единый порядок запрашивания информации по счетам и операциям в банках.
Закон также допускает "заморозку" безналичных денежных средств, ценных бумаг и имущественных активов физических и юридических лиц, подозреваемых в терроризме и его финансировании. Вердикт по подозреваемым будет выносить межведомственный координационный орган при Росфинмониторинге. Положение и персональный состав этого органа будет утверждать президент страны. Решение же о замораживании или блокировании денег и имущества станут размещать в Интернете, на сайте ведомства, чтобы работающие с деньгами организации были в курсе.
Одна из поправок направлена на защиту деловой репутации финансовых организаций. Так, в советах директоров и коллегии компаний запрещено работать людям, которые занимали руководящие посты в финансовых организациях в момент отзыва у них лицензии.
Запрет распространяется и на граждан, имеющих судимость за преступления в экономической сфере или преступления против государственной власти, на лиц, занимающих руководящие должности в инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах, микрофинансовых организациях и лизинговых компаниях.
Что особенно ценно, сказал "РГ" партнер компании "Налоговик" Дмитрий Липатов, новый закон способен решить проблему фирм-однодневок. "Новые нормы, - пояснил он, - принципиально действуют против организаций и их владельцев, которые сегодня замешаны в финансировании террористической деятельности, а также используют недочеты российского законодательства, позволяющие менять фирмы как перчатки и проводить через них сомнительные финансовые операции по оплате несуществующих товаров, работ и услуг". Действительно, в законе особое внимание уделяется профилактике по созданию фирм-однодневок и мошеннических схем при регистрации юрлиц по чужим паспортам. В частности, гражданин может сам обратиться в налоговый орган с заявлением о том, что в регистрации организаций не участвовал. Впервые в законодательство вводится определение бенефициарного владельца. Под ним понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно, через третьих лиц, владеет более чем 25 процентами в капитале компаний либо имеет возможность контролировать действия клиента. Клиенты же компаний, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, будут обязаны предоставлять банкам и компетентным органам информацию о своих бенефициарах.
Появился ряд новых, более жестких норм по ответственности за нарушение валютного законодательства и в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП). Если организации, имеющие банковские счета за границей, повторно поймают на непредоставлении отчетов о движении денег, то персональный административный штраф от 40 до 50 тысяч рублей ждет должностных лиц. Нарушители-юрлица заплатят от 400 до 500 тысяч рублей.
Уточнены правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Причем ответственность несут и налоговые органы. До момента госрегистрации юридического лица или внесения изменений в реестр они обязаны провести проверку достоверности сведений о юридическом лице. Данные Реестра могут быть оспорены в суде, если недостоверны или включены с нарушениями закона. При этом сама компания обязана возместить убытки, причиненные из-за предоставления недостоверных данных.