Столичные власти поднимают уровень жизни новых москвичей

Вчера исполнился ровно год с того момента, как столица раздвинула свои границы, и ее площадь увеличилась почти в 2,5 раза. То есть к 107 тысячам прежних гектаров добавилось еще 148 тысяч гектаров земли, а к 12 миллионам жителей - 250 тысяч новых москвичей.

Таким же путем в свое время прошли многие города мира. Нью-Йорк, Париж, Лондон, Куала-Лумпур, Пекин, Стамбул, Шанхай... И тем не менее сомнения, а надо ли было так расширять Москву, не станет ли она неуправляемым мегаполисом, приходится иногда слышать и сейчас.

По столичным стандартам

Пословица утверждает: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот и мы, чтобы понять, что Москва выиграла от присоединения новых территорий и не пострадали ли от этого те, кто там раньше жил, сначала отправились в деревню Андреевское Подольского района. В гости к бабе Зине. Так здесь называют старожилку Зинаиду Сергеевну Ершову, у которой мы покупали ведро картошки в подарок мэру Москвы Сергею Собянину. Было это осенью 2011-го, за полгода до рождения Большой Москвы, когда он приходил к нам в "Российскую газету" на "Деловой завтрак". Весь разговор тогда крутился как раз вокруг этого самого главного вопроса: чем обернется предстоящее расширение границ и для москвичей, и для жителей Подмосковья. Переживала в ту пору и баба Зина: а вдруг столица пустит ее родную деревню под нож бульдозера? Она ведь тут родилась, выросла, от немцев в окопах пряталась... В общем, вся жизнь ее, можно сказать, тут прошла.

Нашли мы бабу Зину без труда. Встретила она нас так же гостеприимно и словоохотливо, как и при первом знакомстве: "Неужели и впрямь мою картошку Собянину передали? И что, он взял?" "Конечно, передали. Сергей Семенович очень вас благодарил. А еще сказал, что ваш дом с резными наличниками напомнил ему родной, в котором он вырос".

 
Фото: Сергей Михеев/ РГ
 

Оказалось, что дом бабы Зины, который еще в 1928 году построили ее дед с бабкой, скоро пойдет на слом. И не по чьей-то злой воле, а сами они так с внуком решили: "У всего есть свой срок. Уже и крыша течет, местами проваливается, приходится даже делать подпорки. Негоже в столице жить в таком доме". Спрашиваем: "Может, дешевле отремонтировать?" "Нет, это обойдется даже дороже, чем снести и построить новый, - вступает в разговор внук Юрий. - А наша семья здесь планирует жить постоянно".

К новому дому, мечтают Ершовы, подведут и газ, у соседей он уже есть, и воду, и канализацию. В общем, все по московским стандартам. Тем более что дорога в Андреевское теперь круглый год проезжая. "Раньше мы с соседями сбрасывались и нанимали трактор чистить снег, чтобы проехать к деревне было можно. А минувшей зимой главную дорогу чистили коммунальщики из городских служб, а мы теперь только убираем снег с дорожки, которая ведет к дому". Не знают больше в Андреевском и перебоев со светом, традиционной проблемой всего Подмосковья. За всю зиму было одно-единственное отключение. Не зря энергетики все это время ремонтировали и меняли аварийные электролинии передачи на новые.

На работу в Румянцево

Вовсю идет стройка и в деревне Румянцево, расположенной у Киевского шоссе, куда вчера и.о. мэра Сергей Собянин приехал, чтобы своими глазами посмотреть на произошедшие за год перемены. Здесь формируется административно-деловой кластер. По данным переписи 2005 года, в деревне оставалось меньше трех сотен жителей. Сегодня же на работу со всей округи сюда едут в торгово-офисный центр ежедневно 16 тысяч человек. По соседству инвесторы возводят новые технопарки "Румянцево" и "Мосрентген", в которых, по словам и.о. заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, через три года в общей сложности будут трудиться порядка 150 тысяч человек. "Это очень важно, так как вокруг районы, в которых практически нет рабочих мест, а надо, чтобы люди не мотались", - одобрил Собянин.

Собственно, создание таких точек роста и переход Москвы от моноцентричного к полицентричному развитию и были главной целью присоединения к ней новых территорий. К выводу, что это единственное спасение столицы от транспортного коллапса, пришли и все ведущие мировые эксперты, принявшие участие в Международном конкурсе по разработке концепции Большой Москвы, организованном столичным правительством.

За этот год стали известны и адреса новых деловых центров. Молжаниново с прилегающими территориями аэропорта Шереметьево на севере, Рублево-Архангельское - на северо-западе, Сколково - на западе, Внуково, Коммунарка и Троицк - на юго-западе... В общей сложности миллион рабочих мест, или 15% от имеющихся в старых границах в Москве. То есть миллиону жителей Подмосковья, которые сегодня с раннего утра заполоняют своими машинами все столичные трассы, электрички и автобусы, чтобы добраться на работу в Москву, не нужно больше будет ехать так далеко. Ведь все эти офисно-деловые, административные, финансовые и научные городки будут создаваться комплексно, вместе с жильем. "Все больше инвесторов, желающих вести здесь такую застройку, - рассказал журналистам Марат Хуснуллин. - И это неудивительно, так как высокие цены на недвижимость в границах старой Москвы, на жилье, дефицит рабочих рук выдавливают бизнес из города". Москва тоже не проиграла, ведь налоги от всех этих производств идут в ее казну.

А вот если бы эта территория не вошла в состав Москвы, то, по выражению Сергея Собянина, она скоро бы просто "захлопнулась", ибо там было выдано уже разрешений на строительство 16 миллионов квадратных метров одного жилья да еще на 30 миллионов одобрено проектов планировок. И никаких дорог, никакой социалки: ни детсадов, ни школ, ни больниц. За всем этим новоселы отправились бы снова в Москву. После ревизии инвестконтрактов, проведенной столичными властями, значительная часть этих строек остановлена. "Благодаря расширению у нас появилась возможность постепенно ликвидировать диспропорции в развитии, остановить процесс бессмысленной застройки, которая велась на протяжении десятилетий на прилегающих к столице территориях", - заключил и.о. мэра.

1 миллион рабочих мест появится на территории Большой Москвы

Без пробок к Солнцево

Практически сформирован и транспортный каркас новых территорий. Их свяжут с центром Москвы три новых ветки метро. Дальше всех к 2017 году уйдет от МКАД Калининско-Солнцевская линия - сначала в Ново-Переделкино, расположенное в 7 километрах от "кольца", а затем и в поселок Рассказовка. А самые первые станции - "Румянцево" и "Саларьево", пообещал Марат Хуснуллин, примут первых пассажиров уже в будущем, 2014 году. Их построят на юго-западном продолжении Сокольнической линии. В Саларьево же построят еще и крупный транспортно-пересадочный узел, через который в час пик будет проходить порядка 25 тысяч пассажиров.

Еще одна ветка - новая хордовая линия вдоль Калужского шоссе длиной 12,5 км - идет в поселок Коммунарка. Ее планируется построить в 2019 году. Причем готовность вложить в нее средства выразил и инвестор, заинтересованный, чтобы она как можно быстрее дошла до его многофункционального центра в районе деревни Мамыри. Здесь планируется расположатся станции "Аминьевское шоссе", "Очаково", "Румянцево" и "Коммунарка".

Ожидания столичных властей, что бизнес с удовольствием откликнется на предложение осваивать новые территории уже не той бессмысленной застройкой, какой рвался прежде, а так, как это нужно самой Москве, оправдываются. "Об этом можно судить хотя бы по тому количеству заявок на получение разрешений на строительство, - рассказал журналистам Хуснуллин. - Высокие цены на недвижимость, на жилье, дефицит рабочих рук выдавливают инвесторов за пределы Москвы исторической".

Не забыли столичные власти и об автомобильных дорогах. Проект реконструкции Калужского шоссе уже утвержден: он должен быть реализован до 2016 года. Причем если прежний федеральный проект затрагивал многие населенные пункты, то теперь Москве удалось обойти и Сосенки, и Красную Пахру. "Сделаем бессветофорное движение и ничего сносить там не будем", - заверил вчера Собянин местных жителей.

Комфортнее станет связь и по железной дороге, где на Киевском направлении МЖД строятся дополнительные 3-й и 4-й главные пути на участке от станции Солнечной до Киевского вокзала, а на Курском направлении - от Люблино до Курского вокзала. А сами эти два направления, по словам Хуснуллина, свяжет линия скоростного трамвая. "Готовим ее трассировку", - пояснил он. Спешить с застройкой новых территорий городские власти не намерены, но и тормозить тоже. "Развитие новой Москвы - это задача не на годы, а на десятилетия, - подчеркнул Собянин. - Это будет спокойная, плановая работа".

Не ниже 12 тысяч

Держат столичные власти свое обещание поднять и уровень жизни новых москвичей. Буквально с первого дня, то есть 1 июля 2012 года, пенсионеры из Большой Москвы сравнялись по пенсиям с москвичами и стали получать по 12 тысяч рублей в месяц, в то время как до того минимальный стандарт составлял чуть больше 5 тысяч рублей. Существенная разница была и между зарплатами: в Москве - 41 тысяча в среднем, а в Подмосковье не было и 30. Теперь сравнялись и они.

Не заметить перемен невозможно даже невооруженным глазом. Возле деревень, где лежали дикие свалки мусора, теперь аккуратные контейнерные площадки, дороги, по которым ехать было нельзя - то яма, то канава, московские дорожники сначала засыпали гранитной крошкой, а теперь постепенно асфальтируют. "У нас нет ни одного населенного пункта, к которому нельзя подъехать", - констатировал и.о. заммэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Москвы Петр Бирюков.

Не в самом лучшем виде досталось столице и здравоохранение. И.о. заммэра по социальным вопросам Леонид Печатников не может сказать, что года им хватило для кардинальной перестройки отрасли. Но приезда "скорой" на вызов к больному часами, как раньше, теперь никто не ждет, это он гарантирует. Московской городской станции скорой помощи удалось развернуть там 4 своих новых подстанции, на которых новых москвичей обслуживают 32 бригады и 12 постов скорой помощи. А ведомственные больницы "Газпрома" и Академии наук в Троицке лечат теперь спокойно по ОМС все население присоединенных территорий, о чем прежде не приходилось и мечтать. Куда-то исчез дефицит врачей, что, впрочем, неудивительно: если еще в первом полугодии 2012 года они имели зарплату 43 тысячи рублей, то уже во втором - до 67 тысяч рублей, а медсестры вместо 28 стали получать 44 тысячи. Вот еще поликлиник, правда, не хватает. Не хватает их и на старых территориях, но там, считают власти, можно подождать, когда их построят, в планах это тоже есть. А вот для новых территорий уже закупили в Германии четыре модульных комплекса. С полным комплектом диагностического оборудования и всего необходимого для оказания первичной помощи они должны заработать уже в конце этого года. "Ввиду отдаленности этих территорий здесь ждать нельзя", - объяснил расстановку приоритетов Печатников.

Добралась Москва и до того, что в Подмосковье не делалось никогда: ремонта многоквартирных домов. Как показал мониторинг их технического состояния, проведенный по заказу "Мосжилинспекции", в нем нуждается 70% или 911 домов. Более 121 миллиона рублей на эти работы было выделено сразу же, в 2012-м году и первые 168 домов, требующих первоочередного вмешательства, сразу же привели в порядок. В текущем году столица смогла удвоить выделение средств на эти цели - до 242 миллионов рублей, благодаря чему будет отремонтировано еще 152 дома из числа еще более ветхих. Теперь это, заверил Петр Бирюков, будет делаться регулярно, из года в год. Одновременно ведется и благоустройство дворов. Впервые и в небольших поселениях появились внутриквартальные игровые городки, детские площадки, катки. К 154 дворам благоустроенным в прошлом году, до конца этого добавятся еще 198.

А дальше у коммунальщиков - новые планы. Согласно данным НИиПИ Генплана Москвы на новых территориях есть возможность разместить 45 парковых зон. И работы по разбивке первых парков - "Спортивного" в Красной Пахре, "Народного" в поселении Марушкинское, прогулочного парка "Сосны" в Новофедеровском и исторического "Остафьево" в Рязановском, уже начались. Словом, все как в Москве. Но ведь это и есть Москва!

Кстати

И. о. заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов вчера пообещал, что тарифы для жителей новой Москвы на проезд в общественном транспорте от дома до столицы будут снижены. Поездка из Троицка в Москву, например, станет дешевле на 45-78% в зависимости от количества остановок, из Воронова, расположенного в 44 км от МКАД, сейчас можно доехать за 23-58 рублей, а будет за 20-45 рублей, билет от поселения Московское подешевеет с 23-38 рублей до 12,5-26 рублей. Это будет возможно благодаря интеграции сегодняшних разовых билетов в систему городских тарифов.

К 1 ноября на новых территориях начнет действовать и карта "Тройка". Единый проездной для учащихся и студентов подешевеет почти вдвое - до 230 рублей.