"РГ" выяснила, как туляки оказались заложниками коммунальных неурядиц

Механизмы реформы ЖКХ в отдельно взятом Узловском районе Тульской области эффекта так и не дали. Тепловое хозяйство целого района уже семь лет находится в стадии банкротства, и все это время изменения, происходящие в коммунальной системе, его как бы и не касаются. Есть ли выход из тупика - разбирался корреспондент "РГ".

Как в шелках

Сети, котлы в котельных, по словам местных коммунальщиков, держатся лишь на честном слове. Каждый отопительный сезон специалисты теплоснабжающей организации занимаются почти одним и тем же процессом - латают дыры. Ростехнадзор требует проведения капитального ремонта - ситуация аварийная, "рвануть" может в любой момент, и никто не дает гарантий, переживет ли Узловая очередной отопительный сезон. Но денег ни на капитальный ремонт, ни на модернизацию системы (что также давно назрело) нет - ни в региональные, ни в федеральные программы узловское тепловое хозяйство войти не может по причине многолетнего банкротства.

Заложниками ситуации оказываются 86 тысяч жителей Узловского района. По словам специалистов, в мороз достаточно десяти часов без подачи тепла, чтобы ситуация стала критической. Первый звонок уже прозвучал: в 2010 году из-за порыва на теплотрассе замерзал микрорайон "Пятая пятилетка" в райцентре. Тогда теплоснабжение удалось восстановить, не допустив размораживания всего микрорайона. Более мелкие порывы теплотрасс случаются каждую зиму. Но и котельные, построенные в сороковые-шестидесятые годы прошлого века, не в лучшем состоянии. Так, в одной из них, отапливающей треть города Узловая, в рабочем состоянии только один котел. Второй "взорвался" еще при пуске лет 15 назад, третий - три сезона в аварийном состоянии. Компания, обслуживающая хозяйство, восстановила его, но для теплоснабжающих организаций капитальный ремонт в тарифы не заложен.

И без того бедственное положение осложняется еще и растущими долгами за энергоносители. Так, долги за газ достигли уже 145 миллионов рублей, из которых 118 миллионов - задолженность теплоснабжающих организаций.

- Несмотря на долги, мы не отключали в Узловой газ два сезона, - поясняет заместитель гендиректора газоснабжающей компании Андрей Мишин. - Но мы кредитуем непонятно кого: все тепловое имущество района - в конкурсном производстве. Причем в аварийном состоянии. Необходим капитальный ремонт, но муниципалитет провести его не может - имущество ему не принадлежит, это будет нецелевое расходование бюджетных средств. Теплоснабжающая организация - тоже, так как в тарифах его нет. А конкурсный управляющий судится.

Хозяйство без паспорта

В свое время в Узловском районе, как и повсюду, были созданы МУПы, которым передали все сети и котельные. Всего было девять МУПов, и все один за другим обанкротились. В 2006 году арбитражный суд инициировал процедуру конкурсного производства, в ходе которого конкурсный управляющий должен был продать имущество и вернуть долги. После этого муниципалитет мог бы заниматься восстановлением хозяйства.

Но этого не произошло. За семь лет сменилось трое управляющих. Как пояснил нынешний, Артем Хашев, проблема в оформлении имущественного комплекса. Дело в том, что в свое время муниципалитет акты, на основании которых передавалось имущество, оформил "ненадлежащим образом". На 80 из 105 объектов нет даже техпаспортов. Росреестр отказывается их регистрировать. А продать непонятно что просто невозможно. Оформление техпаспортов требует денег, а их нет. Как пояснили кредиторы, все средства, поступающие на счет, например, от сдачи теплового хозяйства в аренду, сразу списываются в Пенсионный фонд, задолженность перед которым - около 60 миллионов рублей.

- Узловая сидит, образно говоря, на "пороховой бочке": тепловые сети изношены на 80 процентов, - сокрушается главный инженер теплоснабжающей компании, обслуживающей Узловский район, Денис Команев. - Проходили неоднократные совещания по этому вопросу, но дальше протокола дело не пошло. Никто не в состоянии принять решение, как начинать ремонтировать оборудование. Мы написали письмо в областное правительство, чтобы ускорить процедуру передачи или продажи этого имущества муниципалитету с последующей арендой. Но воз и ныне там.

В июне конкурсный управляющий попытался было продать 25 объектов, на которые имеются техпаспорта, чтобы рассчитаться с Пенсионным фондом. Однако кредиторы с таким решением не согласились. Представитель муниципалитета объяснил свою позицию нецелесообразностью продажи хозяйства частями. В этом есть своя логика. Дело в том, что относительно прибыльным является отопление города, а подача тепла на село - откровенно убыточна. На обслуживание отдаленных деревень потом желающих не найдешь. Действительно, есть в районе населенные пункты, где всего несколько домов. Система работает с полной нагрузкой, а оплата услуг - мизерная. Какой инвестор согласится взвалить на себя эту ношу?

В поисках выхода

На вопрос о готовности инвестировать в тепловое хозяйство в теплоснабжающей компании отвечают уклончиво, поясняя, что и так делают, что могут, а "вбухивать" деньги в чужое имущество - это благотворительность, а не бизнес.

Заложниками ситуации оказываются 86 тысяч жителей Узловского района

Ситуацию пояснил Андрей Мишин. По его словам, арендаторам невыгодно за свой счет делать капремонт или ту же модернизацию не только потому, что это не покроется тарифами. Такие вложения повышают капитализацию конкурсной массы, и потом, пожелай они выкупить имущество на торгах, им придется платить за свою работу еще раз.

Представитель газовиков считает, что наиболее приемлемый выход - вернуть имущество в муниципальную собственность. Такие примеры есть в других регионах. Это позволит муниципалитету участвовать в федеральных и региональных программах по ЖКХ, а также привлечь инвесторов. По мнению Мишина, для этого сейчас весьма благоприятный момент: в регионе за последнее время появилось немало крупных, надежных компаний на этом рынке. "Конкурсное производство длится, и ему конца не видно, - подчеркнул Мишин. - Но, когда все же дойдет до торгов, может вообще никто не заявиться - интерес к этому бизнесу падает".

Есть и другой вариант - более радикальный: оставить конкурсного управляющего заниматься своими обязанностями и построить новую систему отопления на бюджетные средства. Тем более что тепловое хозяйство района давно требует модернизации, поскольку потери устаревшего оборудования достигают уже запредельных значений. Сегодня, по словам специалистов, выгоднее построить три модульных котельных, чем реставрировать одну большую, отрезать ветхие сети и проложить новую теплотрассу. Например, из 30 имеющихся котельных большинство - переделанные под газ угольные, построенные еще в сороковых-шестидесятых годах. В них стоят фильтры, каких сегодня и не найти. Результат - грязная вода и холодные квартиры при работе котлов на полную мощность. С горячей водой вообще отдельная история. Изначально эта система состояла из двух труб - по одной шла горячая вода, по другой - остывшая из домов. Еще в советское время вторая труба лопнула, и ее попросту отрезали, не затрудняясь с ремонтом. Теперь, если нет разбора воды, она остывает. Люди давно приспособились к этому - спускают холодную воду, пока не польется горячая. Расход воды при этом раз в десять больше нормы.

Пытаются жители решить и проблему тепла в домах, устанавливая приборы индивидуального отопления. Людей понять можно, но только при существующей системе теплового хозяйства, рассчитанной на определенные нагрузки, это бомба замедленного действия. Как пояснили специалисты, если половина дома перешла на поквартирное отопление, а другая - нет, то все внутридомовые потери и отопление мест общего пользования оплачивают те, кто получает тепло централизовано. А если все квартиры в доме перешли на личные котлы, то подъезд и подвал вообще перестают отапливаться. В результате - сырость, размораживание труб в подвалах, в том числе и водопровода с канализацией. Таким образом, хороший дом вскоре может стать аварийным. А ведь Тульская область и так считается неблагополучной по количеству ветхого жилья. И этот узел придется распутывать властям, сегодня активно раздающим разрешения на реконструкцию.

"Власть приходит и уходит, а народ остается, - говорят в Узловой. - Если рванет, очередного главу снимут". Но сколько будет продолжаться вся эта коммунальная вакханалия - вопрос, на который пока нет ответа.

Комментарий

Андрей Стукалов, заместитель председателя правительства - министр строительства и ЖКХ Тульской области:

- По закону, изъять из конкурсной массы можно только жилищный фонд. Объекты коммунальной инфраструктуры оцениваются и продаются. Лишь когда пройдут все аукционы и это имущество никто не купит, его могут вернуть муниципалитету. В настоящее время мы подбираем инвестора, который мог бы вложиться в строительство новой инфраструктуры. Износ там настолько серьезный, что, может, и не стоит это все ремонтировать. Но бюджетных денег на создание новой тепловой системы не хватит, поэтому ищем людей, готовых инвестировать в это собственные средства.