Проект соответствующего закона поручено разработать Минфину, Минэкономразвития, Минюсту, а также Роспотребнадзору и ФСФР при участии Банка России. В "карте" будущий институт назван эффективным инструментом по урегулированию споров на финансовом рынке. Он является независимым органом разбирательства споров, возникающих между финансовыми организациями и физическими лицами.
Предполагается, что в каждом секторе финрынка будет работать свой уполномоченный по рассмотрению жалоб граждан. Принятые омбудсменом решения будут обязательными для исполнения. Правда, только после двухлетнего переходного периода: в первые годы работы института исполнение его решений будет добровольным.
В декабре прошлого года Минфин опубликовал законопроект о создании института финомбудсмена для рассмотрения споров в отношении услуг, оказываемых на банковском и страховом рынках. В дальнейшем сфера деятельности института может быть расширена на микрофинансовые организации, ломбарды, профучастников рынка ценных бумаг и так далее. "Появление института финансового омбудсмена необходимо всем задействованным в цепочке звеньям, - считает аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова, - клиентам банков и финансовых организаций, самим финансистам и в целом обществу, чтобы решались проблемы людей, которые зачастую находятся в подвешенном состоянии. Тем не менее эффективность такого института пока сложно оценить, поскольку здесь требуется время, за которое он покажет себя в действии. На мой взгляд, для повышения эффективности работы финансового омбудсмена его решения должны быть обязательными для исполнения финорганизациями".
Безусловно, не все финансовые организации заинтересованы в появлении омбудсмена, ведь в таком случае им придется отчислять средства на финансирование этого института. С другой - самим же учреждениям будет проще урегулировать различные спорные ситуации и избегать возможных негативных последствий.