Новости

02.07.2013 00:20
Рубрика: Экономика

Управа на утечку

Стратегические информационные системы обеспечат безопасность и стабильность экономики
Текст: Ольга Ускова (президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ))
На Петербургском международном экономическом форуме многие российские и западные специалисты говорили о небывалом возрастании роли информационных технологий как в экономике, так и в обеспечении государственной безопасности.

Это действительно так. От состояния систем, имеющих стратегическое значение, сегодня могут зависеть судьбы целых стран. Стоит сказать, что в период "цветных" революций на Ближнем Востоке именно стратегические информационные системы (ИС) становились наиболее уязвимой точкой при внешнем вмешательстве, а остановка их функционирования приводила к параличу экономики. Одно из ключевых мест в списке таких комплексов в последнее время занимают финансовые и платежные системы.

На состоявшихся в начале июня слушаниях в Госдуме по данному вопросу эксперты определили стратегические ИС как комплекс программных, аппаратных, инженерно-технических и иных средств, обеспечивающих управление стратегически важными в масштабах региона или страны структурами (градообразующими предприятиями, министерствами, ведомствами, вертикально интегрированными и территориально распределенными финансовыми, энергетическими, производственными и иными предприятиями).

Направление стратегических ИС сегодня развивается чрезвычайно активно как в России, так и во многих ведущих странах. Если оперировать экономическими категориями, то мы можем говорить о новом сегменте рынка, который эксперты в России оценивают в $120 млрд. И от того, как в ближайшее время он будет развиваться, зависит не только обеспечение безопасности страны, но и перспективы экономического развития.

Интерес к этому направлению в России обусловлен как внешними, так и внутренними причинами. В числе первых усиление роли России как самостоятельного геополитического игрока в условиях эскалации борьбы за сырьевые ресурсы и, как следствие, экспансия региональных конфликтов в общемировом масштабе. Ко вторым относится необходимость преодоления спада экономического развития и высокого уровня коррупции, что, в свою очередь, отражается на политике руководства страны, пытающегося вернуться к проведению системных преобразований в экономике.

Сегодня сегмент стратегических ИС в России представлен решениями, выполненными как для государственных, так и коммерческих организаций. Причем коммерческий сектор представляют около 68% организаций от общего количества структур, использующих стратегические ИС.

Наиболее совершенной государственной стратегической ИС специалисты считают систему, разработанную Центральным банком РФ и уже более 10 лет обеспечивающую безопасность и стабильность отечественной финансовой системы. Достаточно вспомнить, что ЦБ РФ не был замечен ни в одном скандале, связанном с утечкой персональных данных, взломом банковских счетов, последствиями хакерских атак и т. п. инцидентов, регулярно потрясавших в последнее время немало известных западных финансовых структур. По уровню сложности, инновационности и технического совершенства она не уступает ведущим мировым комплексам стратегического назначения, в частности, отвечающим за обеспечение ядерной безопасности. В числе других государственных структур, использующих наиболее значимые стратегические ИС, следует в первую очередь отметить ЦИК, а также МВД. Общая стоимость бюджетных затрат, выделяемых на создание стратегических ИС в последние годы, оценивается экспертами в среднем в 7-9 млрд руб. в год.

В числе коммерческих организаций, использующих наиболее крупные стратегические ИС, можно выделить металлургические предприятия "ММК" и "Северсталь", банки - Сбербанк России и Альфа-Банк, а также такие структуры, как РЖД, "Газпром", и другие. Эффект от внедрения стратегических ИС в коммерческом секторе оценивается в диапазоне от 10 до 12 млрд руб. в год, в основном за счет сокращения издержек, совершенствования системы управления, выявления неэффективных производственных участков и т. д.

Однако это перспективное направление не лишено серьезных проблем, решение которых требует участия государства на самых разных уровнях, включая законодательный. Отсутствие регламентации процедур разработки, внедрения и эксплуатации ИС, несогласованность подходов к их созданию порождает ситуацию, когда до конечного результата доводится лишь малая доля проектов. Так, из общего количества внедрений корпоративных систем SAP/R3, доля которых составляет сегодня в России около 70%, до реального завершения доходит не более 12%.

Отсутствие должного механизма контроля эффективности расходования бюджетных средств на поддержку стратегических ИС приводит к тому, что стоимость владения системой может многократно превышать стоимость самой ИС. Нельзя оставлять без внимания и коррупционную составляющую, потери рынка от влияния которой оцениваются от 30 до 40%.

Наконец, отсутствие практики использования уже имеющегося опыта разработок, накопленного в рамках реализации других проектов по созданию стратегических ИС, приводит к дублированию расходов на разработку и реализацию практически идентичных функциональных подсистем и компонент. Эксперты оценивают потери бюджетных средств на этом этапе до 25-30% от общих расходов на создание системы.

Выход из этой ситуации участники рынка видят в подготовке соответствующего законодательного обеспечения за счет учреждения парламентской комиссии с участием ведущих экспертов. Стоит отметить, что аналогичные объединенные органы в Евросоюзе функционируют еще с конца 80-х годов прошлого века. Кроме того, необходимы усилия исполнительной власти по выработке соответствующих механизмов единообразия требований по интеграции и открытости для стратегических ИС, создания их федерального каталога, обеспечения контроля расходования средств и тиражирования успешных решений на субъекты РФ. Ну и, конечно, при строительстве инфраструктуры стратегических ИС нам не обойтись без инновационных решений на основе облачных технологий для оптимизации расходования ресурсов.

Экономика Отрасли Связь
Добавьте RG.RU 
в избранные источники