Это действительно так. От состояния систем, имеющих стратегическое значение, сегодня могут зависеть судьбы целых стран. Стоит сказать, что в период "цветных" революций на Ближнем Востоке именно стратегические информационные системы (ИС) становились наиболее уязвимой точкой при внешнем вмешательстве, а остановка их функционирования приводила к параличу экономики. Одно из ключевых мест в списке таких комплексов в последнее время занимают финансовые и платежные системы.
На состоявшихся в начале июня слушаниях в Госдуме по данному вопросу эксперты определили стратегические ИС как комплекс программных, аппаратных, инженерно-технических и иных средств, обеспечивающих управление стратегически важными в масштабах региона или страны структурами (градообразующими предприятиями, министерствами, ведомствами, вертикально интегрированными и территориально распределенными финансовыми, энергетическими, производственными и иными предприятиями).
Направление стратегических ИС сегодня развивается чрезвычайно активно как в России, так и во многих ведущих странах. Если оперировать экономическими категориями, то мы можем говорить о новом сегменте рынка, который эксперты в России оценивают в $120 млрд. И от того, как в ближайшее время он будет развиваться, зависит не только обеспечение безопасности страны, но и перспективы экономического развития.
Интерес к этому направлению в России обусловлен как внешними, так и внутренними причинами. В числе первых усиление роли России как самостоятельного геополитического игрока в условиях эскалации борьбы за сырьевые ресурсы и, как следствие, экспансия региональных конфликтов в общемировом масштабе. Ко вторым относится необходимость преодоления спада экономического развития и высокого уровня коррупции, что, в свою очередь, отражается на политике руководства страны, пытающегося вернуться к проведению системных преобразований в экономике.
Сегодня сегмент стратегических ИС в России представлен решениями, выполненными как для государственных, так и коммерческих организаций. Причем коммерческий сектор представляют около 68% организаций от общего количества структур, использующих стратегические ИС.
Наиболее совершенной государственной стратегической ИС специалисты считают систему, разработанную Центральным банком РФ и уже более 10 лет обеспечивающую безопасность и стабильность отечественной финансовой системы. Достаточно вспомнить, что ЦБ РФ не был замечен ни в одном скандале, связанном с утечкой персональных данных, взломом банковских счетов, последствиями хакерских атак и т. п. инцидентов, регулярно потрясавших в последнее время немало известных западных финансовых структур. По уровню сложности, инновационности и технического совершенства она не уступает ведущим мировым комплексам стратегического назначения, в частности, отвечающим за обеспечение ядерной безопасности. В числе других государственных структур, использующих наиболее значимые стратегические ИС, следует в первую очередь отметить ЦИК, а также МВД. Общая стоимость бюджетных затрат, выделяемых на создание стратегических ИС в последние годы, оценивается экспертами в среднем в 7-9 млрд руб. в год.
В числе коммерческих организаций, использующих наиболее крупные стратегические ИС, можно выделить металлургические предприятия "ММК" и "Северсталь", банки - Сбербанк России и Альфа-Банк, а также такие структуры, как РЖД, "Газпром", и другие. Эффект от внедрения стратегических ИС в коммерческом секторе оценивается в диапазоне от 10 до 12 млрд руб. в год, в основном за счет сокращения издержек, совершенствования системы управления, выявления неэффективных производственных участков и т. д.
Однако это перспективное направление не лишено серьезных проблем, решение которых требует участия государства на самых разных уровнях, включая законодательный. Отсутствие регламентации процедур разработки, внедрения и эксплуатации ИС, несогласованность подходов к их созданию порождает ситуацию, когда до конечного результата доводится лишь малая доля проектов. Так, из общего количества внедрений корпоративных систем SAP/R3, доля которых составляет сегодня в России около 70%, до реального завершения доходит не более 12%.
Отсутствие должного механизма контроля эффективности расходования бюджетных средств на поддержку стратегических ИС приводит к тому, что стоимость владения системой может многократно превышать стоимость самой ИС. Нельзя оставлять без внимания и коррупционную составляющую, потери рынка от влияния которой оцениваются от 30 до 40%.
Наконец, отсутствие практики использования уже имеющегося опыта разработок, накопленного в рамках реализации других проектов по созданию стратегических ИС, приводит к дублированию расходов на разработку и реализацию практически идентичных функциональных подсистем и компонент. Эксперты оценивают потери бюджетных средств на этом этапе до 25-30% от общих расходов на создание системы.
Выход из этой ситуации участники рынка видят в подготовке соответствующего законодательного обеспечения за счет учреждения парламентской комиссии с участием ведущих экспертов. Стоит отметить, что аналогичные объединенные органы в Евросоюзе функционируют еще с конца 80-х годов прошлого века. Кроме того, необходимы усилия исполнительной власти по выработке соответствующих механизмов единообразия требований по интеграции и открытости для стратегических ИС, создания их федерального каталога, обеспечения контроля расходования средств и тиражирования успешных решений на субъекты РФ. Ну и, конечно, при строительстве инфраструктуры стратегических ИС нам не обойтись без инновационных решений на основе облачных технологий для оптимизации расходования ресурсов.