Такую неутешительную статистику обсуждали участники Весеннего университета Национальной ассоциации бизнес-ангелов (НАБА). Тем не менее российский венчурный рынок развивается, и у бизнес-ангелов есть хорошие перспективы, особенно в сотрудничестве с институциональными инвесторами. Открывая университет, президент НАБА, генеральный директор Центра инновационного развития Москвы Константин Фокин подчеркнул, что в этот раз обсуждения направлены на практическую работу, это не просто "философские речи". В ходе практических тренингов обсуждались фактические проблемы бизнес-ангелов: как и куда инвестировать, как делать соинвестирование с государственными институтами развития, как проводить оценку инвестируемого проекта, как работать с иностранными партнерами.
Бизнес-ангелам важно увидеть, куда и на что направлять деньги, куда движется мир, где можно получить прибыль. По мнению заместителя председателя правления Национального содружества бизнес-ангелов (СБАР) Павла Златина, для успеха нужно ориентироваться на "закон больших чисел" - чем больше проектов, тем больше из них будут успешными, чтобы инвесторы не теряли деньги, а находили интересные решения. "20, 30, 50 проектов каждый год мы должны финансировать. Я верю, что в России дело бизнес-ангелов заживет, в том числе при поддержке институциональных ресурсов", - отметил эксперт.
Как правило, бизнес-ангелами становятся бизнесмены, которые уже имеют опыт успешного продвижения собственных проектов и достаточные свободные средства, чтобы поддержать проект чужой. Почему же они выбирают именно эту форму инвестирования? Работающий в России британский бизнес-ангел Уильям Хэкет-Джонс отметил, что проекты, которые поддерживают "ангелы", относятся к малому и среднему бизнесу, а он, в свою очередь, может стать "надежным фундаментом для любой экономики". По словам Хэкета-Джонса, в России пока нет такого понимания, однако сам инвестор вложился в интернет-проект и уверен, что тот заработает: он рассчитывает вернуть вложенные деньги через три года. Впрочем, эксперт добавил, что большинство стартап-проектов в России получают инвестиции от одного из так называемых FFF (от английских слов friends-family-fools - друзья-семья-дураки).
По мнению инвестора Alytics Вячеслава Давиденко, бизнес-ангельские инвестиции - это возможность реализовать собственные амбиции, приятный способ заработать, занимаясь тем делом, которое интересно. Это позволяет использовать свои знания, знакомства и опыт и по максимуму их капитализировать - не в плане денег, а в плане результата, которым можно гордиться. При этом инвестор перечислил три основных параметра, которые необходимо учесть до того, как будет проинвестирован тот или иной проект. Во-первых, как считает Давиденко, инвестировать надо не в идею, а в команду. "Надо понимать, что одна и та же идея возникает сразу у сотен, тысяч человек по всему миру. Поэтому все зависит от команды и жизненных циклов входящих в нее людей. Если это пресыщенные люди, ничего не выйдет, а если они энергичные, жаждут деятельности, то все получится", - уверен эксперт. С коллегой согласился и управляющий партнер фонда Altair Capital Management Игорь Рябенький - по его словам, бизнес-ангелу надо тратить время и энергию на работу с командой, растить коллектив и экспертизу проектов. "Ассоциации и объединения - это хорошо, но их работу нужно направлять в правильное русло. Больше действий, меньше бюрократии", - считает эксперт. Второе условие успеха, по мнению Давиденко, это объем рынка, на который предполагается выпустить проект: он должен составлять более 1 млрд долл. и расти минимум на 25%. Наконец, последнее условие - этот рынок должен быть масштабируемым (если затраты увеличиваются в два раза, доходы должны увеличиться в десять). Игорь Рябенький считает, что проект для инвестиций можно найти на многочисленных презентациях и ярмарках стартапов. Он также рассказал о практике, которая реализуется в США: там созданы некие биржи проектов, которые позволяют использовать механизм follow guru (буквально "следовать за гуру") - инвестор видит список авторитетных бизнес-ангелов и проектов, в которые они вложили средства, и вкладывает свои средства в эти же проекты. То есть ему не нужно отвечать ни за документацию, ни за команду. Всего несколько лет назад венчурных инвестиций в стране практически не было - были отдельные, "штучные" случаи инвестирования в технологические проекты. Так, по словам генерального директора РВК Игоря Агамирзяна, в 2010 году РВК оценивала свою долю в общем российском венчурном капитале в рекордные 25%, а фонды с участием госинститута занимали практически половину рынка. За прошедшие три года ситуация изменилась кардинально: в 2011-2012 гг. объем рынка увеличился вдвое, при этом доля денег РВК на нем сократилась до 5%.
Тем не менее на рынке отмечаются определенные "перекосы": так, около 70% всех венчурных инвестиций получают ИТ-проекты и Интернет. При этом в серьезные ИТ-проекты идет меньше средств, чем в те, что связаны с электронной коммерцией. По словам Агамирзяна, чаще всего инвестиции получают так называемые "копипаст-проекты", то есть созданные по моделям, уже ставшим успешными на развитых рынках и адаптированным под рынок российский. "Это дает меньше шансов проектам, которые могут стать прорывными, из других областей. Копипаст-проекты интересны с точки зрения возврата вложенных средств и капитализации на локальном рынке, но они не имеют глобальных перспектив и возможностей превращения в крупные, прорывные многомиллиардные проекты", - сказал Агамирзян.
Участники университета заключили, что, планируя любую инвестицию, необходимо четко понимать, в какую технологическую цепочку попадает инвестируемый продукт. Технологии должны быть востребованными, на них должны быть заказчики и заранее должна быть продумана цепочка продаж. Тогда десять из десяти проинвестированных стартапов смогут принести своим "ангелам" прибыль.