Новости

02.07.2013 00:44
Рубрика: Общество

Днем в Интернете - вечером в газете

Редакции во всем мире все больше используют цифровые инструменты для публикации новостей. К такому выводу пришли исследователи международной сети независимых PR-агентств Oriella PR Network совместно с Buman Media в своем исследовании "5 главных трендов в журналистике".

В исследовании, которое охватило почти 550 журналистов из 15 стран Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и Америки, было проанализировано влияние цифровых технологий на способы сбора и публикации новостей. В результате было выявлено 5 основных тенденций в мировой журналистике этого года: "Народные корреспонденты" пользуются не меньшим доверием, чем обычные репортеры; 40% информагентств используют мобильные приложения для монетизации контента; 33% медиаагентств предпочитает публиковать новости в Интернете сразу, как только они появляются, вместо того чтобы собирать их для печатного издания; будущее журналистики - "интерактивная графика"; 51% журналистов признались, что могут сделать сюжет на основе информации в микроблоге, таком как Twitter или Weibo, но только в случае, если первоначальный источник им знаком.

Исследование показывает, что читатели имеют больший авторитет в глазах журналистов, чем политики, PR-специалисты и маркетологи. Половина (51%) опрошенных журналистов согласилась с этим утверждением. "Доверие к народным журналистам увеличивается, когда официальная пресса находится под гнетом цензуры, замалчивает факты, намеренно опаздывает с публикациями и комментариями или попросту упускает что-то важное из вида", - считает доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Марина Шостак.

"Читателям интересны в первую очередь реальные истории и реальные люди, такие же, как они сами", - говорит зав. кафедрой теории и практики периодической печати факультета журналистики Института международного права и экономики им. Грибоедова Юрий Трошкин.

Кроме того, у "народных" журналистов есть возможность публиковать свои посты, статьи и заметки сразу в сети, что делает их более оперативными. А скорость получения той или иной информации выходит в последнее время на первый план, не уступая по важности таким критериям, как "острота" и "актуальность" информации.

Традиционные СМИ все чаще берут этот тренд на вооружение. Так, первичная онлайн-публикация становится ключевым катализатором новых стандартов подачи новостей. В Великобритании такие издательские дома, как The Guardian и The Financial Times, уже объявили о переходе на эту модель. Axel Springer в Германии также активно инвестирует в эту сферу. Эти сдвиги оправдываются отчасти изменением читательских предпочтений, отчасти и сокращением расходов.

39% опрошенных журналистов по всему миру согласились с тем, что их работа теперь напрямую связана с первичной онлайн-публикацией, и эта тенденция особенно выражена в Канаде, Индии, России, Италии и Швеции. Важную роль здесь играет использование мобильных приложений. Основным видом информации, попадающей в Интернет, стали видеоролики от собственных корреспондентов (49%), которые моментально публикуются в социальных сетях. Также выяснилось, что четверть опрошенных журналистов нередко готовит заранее несколько версий одного репортажа по мере развития событий.

Подобная тенденция в свою очередь подталкивает развитие мобильных приложений. За последние два года доля респондентов, сообщивших о наличии мобильного приложения у своего информагентства, увеличилась почти вдвое. Кроме того, с 2012 года на треть выросло использование премиум-приложений для этих целей, что позволяет получить дополнительный доход.

По прогнозам экспертов, в будущем доходы от традиционной рекламы сильно снизятся в пользу электронной. Уже сейчас доходы постепенно снижаются: с 38% в 2012 году до 35% в этом.

Вместе с ростом потребления мобильных приложений в качестве площадки для публикации новостей набирают популярность сенсорные интерфейсы, которые позволяют использовать новые возможности для публикаций.

Один из примеров - интерактивная графика, которая сочетает в себе интересные дизайнерские приемы, которые позволят читателю самому выбирать порядок ознакомления с новостями.

Эксперты прогнозируют разделение форм журналистики. С одной стороны, это будут короткие новости наподобие "твитов", оперативно освещающие события в виде текста и видеозаписей, оптимизированных для небольших экранов. С другой - продолжат развиваться более длинные очерки и исследования.

"Краткая, но быстрая" журналистика поможет повысить узнаваемость медиабрендов и их позиции в рейтингах поисковых систем, новостных ресурсов и приложений - агрегаторов новостей.

"Растущий интерес к первичной публикации в цифровых источниках, оперативные новости, мобильный контент - вот лишь некоторые примеры того, что мы называем "новыми новостными стандартами", - говорит гендиректор PR-агентства Buman Media Наталья Бучельникова. - Развитие этих тенденций неизбежно изменит как СМИ, так и самих специалистов по распространению информации. Принять и внедрить эти "новые новостные стандарты" смогут лишь те игроки медийного пространства, которые следят за происходящими изменениями. Именно они смогут создать целостное повествование, используя как привычный текст, видеоматериалы, иллюстрации и интерактивный контент, так и преимущества социальных сетей, где их сотрудники могут общаться с широкой аудиторией и ключевыми участниками той или иной сферы".

Исследование показало, что журналисты, которые активно используют социальные сети в процессе сбора новостей, тем не менее в первую очередь полагаются на знакомые и проверенные источники. Если источник неизвестен, то доля использования этого ресурса падает вдвое - до 25%. И напротив, 59% опрошенных сообщили, что получают свои новости из "бесед с отраслевыми инсайдерами". В России журналисты чаще используют "Твиттер", нежели другие социальные сети.

Использование социальных медиа в журналистике значительно возросло. Однако эксперты рекомендуют не увлекаться подобными ресурсами, т. к. это может негативно отразиться на качестве журналистского материала.

"Блогерство - это не журналистика, - считает Юрий Трошкин. - Люди, которые высказывают там свое мнение, не несут никакой ответственности за свои слова, а журналист должен нести ответственность за то, что он публикует, т. к. читатель требует от него именно проверенной информации. Поэтому доверять источникам из социальных сетей журналист не должен".

Общество СМИ и соцсети