Депутаты в заключении к отчету премьер-министра по итогам работы кабмина за 2012 год, в частности, отметили: закон о госбанке развития, принятый парламентом в срочном порядке, все еще не работает, а высокие процентные ставки по кредитам для развития бизнеса по-прежнему сохраняются. При этом аргументы кабинета министров "за" этот проект сводились к тому, что в результате будут достигнуты устойчивые базы для финансовой поддержки реального сектора экономики, предоставления ее субъектам доступных кредитных ресурсов.
Напомним, впервые о госбанке развития в начале февраля 2012 года заявил премьер-министр КР Омурбек Бабанов. По его словам, инфраструктура страны остро нуждалась в крупных денежных вливаниях. При этом основной упор нужно делать именно на внутренние ресурсы, дабы не увеличивать и без того огромный внешний долг Киргизии.
Как раз наиболее проблемным оказался вопрос о тех самых "внутренних ресурсах". Потому что нужна была астрономическая для КР сумма - 8,3 миллиарда долларов. Такие деньги требовались для успешной реализации 40 национальных проектов, в числе которых - улучшение дорожно-транспортной системы, кардинальные реформы в энергетике, строительство социального жилья и запуск доступной ипотеки.
В правительстве Омурбека Бабанова были настроены оптимистически и надеялись, что уставной капитал банка составит не менее 50 миллионов долларов. Постепенно он должен быть доведен до 300 - 400 миллионов долларов, затем начнется привлечение дополнительных средств. А основным источником, из которого кабинет министров надеялся получать деньги для банка, являлся госпакет акций (33 процента) золотодобывающей компании "Центерра". На тот момент его цена составляла 1,6 миллиарда долларов. Планировалось часть ценных бумаг продать или заложить.
Однако противники инициативы уже тогда предупреждали, что проект правительства воплотить в жизнь не удастся. К примеру, глава офиса Всемирного банка в Киргизии Александр Кремер, сославшись на мировой опыт, назвал его "не очень хорошей идеей". А многие депутаты недоумевали: зачем республике еще одно финансово-кредитное учреждение, если в стране уже функционируют два подобных банка? Тем не менее, закон о госбанке развития принял парламент и подписал президент КР. Произошло это год назад. И уже можно было бы подвести кое-какие итоги. Но их на самом деле нет. На что, кстати, и указали члены парламентского комитета по экономической и фискальной политике.
По мнению экспертов, причина слишком медленной реализации проекта проста - отсутствие необходимых средств. Еще в конце 2012 года министр экономики КР Темир Сариев заявил, что ситуация вокруг месторождения Кумтор "заставляет рассмотреть иные источники поступления денег в банк". Тогда золотодобывающее предприятие столкнулось с проблемами технического характера, из-за чего добыча золота сократилась, а стоимость акций республики в "Центерре" упала на несколько десятков процентов. Сегодня же на эти ценные бумаги в правительстве вообще не рассчитывают - идут переговоры с канадцами об изменении условий разработки месторождения, так что, вполне возможно, киргизская сторона лишится 33-процентной доли в обмен на согласие зарубежных партнеров полностью отдать "Кумтор" правительству КР.
Последняя информация о госбанке развития касалась заявления министерства экономики Киргизии о продолжающемся поиске средств - как минимум двух миллиардов сомов - для капитализации финансово-кредитного учреждения. Министр экономики республики Темир Сариев по-прежнему считает этот проект жизнеспособным и намерен довести его до конца.