Современное состояние правовой защиты инвестпроектов и прошлый опыт межгосударственного сотрудничества с Киргизией дают все основания для повышения требований к государственным гарантиям по рискам в республике.
Проблема низкой инвестиционной привлекательности КР остается главным сдерживающим фактором ее экономического развития, а обусловлена она высоким уровнем риска для инвесторов любого уровня. Это, прежде всего, проблемы, связанные с несоблюдением прав собственности на имущество, незащищенностью института частной собственности, нарушением правил функционирования уже подписанных и действующих проектов ("Кумтор", неудачный опыт частных вложений в сектор сотовой связи и т.п.).
Передел собственности с нарушением правил рыночной экономики продолжается до сих пор. Идут судебные споры и разбирательства, в процессе которых иностранные инвесторы не могут отстоять свои права. Подобные условия функционирования уже существующего бизнеса не могут стимулировать активность инвесторов, какими бы привлекательными ни казались законодательные условия, декларируемые ныне действующим правительством.
В стране сохраняется очень высокий уровень рисков для вложений, что сужает инвестполе республики до формата государственных инвестиций, в большинстве своем направленных на решение инфраструктурных задач и создающих благоприятные условия для функционирования бизнеса.
В ситуации, когда финансовый сектор неустойчив и отсутствуют правовые механизмы, гарантирующие целевое использование средств даже по межгосударственным соглашениям, наиболее эффективным способом снижения инвестиционных рисков для упомянутых выше киргизско-российских соглашений является сохранение полного контроля над средствами.
То есть полноправное участие инвестора в процессе освоения и ввода в эксплуатацию вложений дает возможность гарантировать их целевое использование. Сохранение же контрольного пакета в системе управления проектом до момента его полной окупаемости повышает гарантии возврата вложенных средств. Именно эти обстоятельства и вынудили российскую сторону ужесточить условия соглашений.
Предполагается:
- учредить совместное предприятие с паритетным распределением долей в уставном капитале. Участие инвесторов в управлении строительством и эксплуатацией гидрообъектов позволяет надеяться на относительный контроль над инвестициями (первоначально российская сторона требовала 75 процентов акций, но в результате уступок соотношение голосов в управлении стало 50 на 50);
- вклад российской уполномоченной организации в уставный капитал закрытых акционерных обществ "Камбаратинская ГЭС-1" и "Верхне-Нарынские ГЭС" составит 50 процентов от стоимости реализации проекта. Киргизская сторона в качестве вклада предоставляет право пользования земельными участками, отведенными под возведение ГЭС, и другие активы, в том числе нематериальные, в размере 50 процентов от стоимости реализации проекта. Но уже сейчас стали раздаваться требования к российской стороне, чтобы она оплатила переселение людей с земель, отведенных под строительство, хотя в соглашении четко оговаривается, что эти расходы относятся к КР. Поэтому перспективы соблюдения условий соглашения полностью зависят от политических рисков, которые все еще сохраняются в республике;
- на период окупаемости инвестиций по указанным проектам по соглашению за российской стороной закреплено стратегическое и оперативное управление объектами посредством преобладания ее представителей в совете директоров и правлении совместных предприятий в соотношении 3 к 2. При этом Киргизия передает в доверительное управление российской стороне 25 процентов своих акций в созданных ЗАО.
Такие условия являются относительной гарантией целевого освоения и окупаемости российских инвестиций, а следовательно, и их возврата. При этом необходимо сохранить преемственность власти в стране и повысить ответственность за исполнение международных соглашений, как того требует деловая этика.
Учитывая долгосрочный характер российских инвестиционных проектов и тот факт, что инвестиции выданы по межгосударственным соглашениям, можно утверж-дать, что риски в этом случае зависят от политической ситуации в республике, стабильности и эффективности структур власти в КР.
Естественно также, что существенным фактором результативности и окупаемости инвестиций станут экономическая ситуация и платежеспособность населения Киргизии.
По словам президента КР Алмазбека Атамбаева, возведение ГЭС на Нарыне создаст тысячи рабочих мест. "Население Нарынской области и других регионов страны будет задействовано как в самом строительстве, так и в сопутствующих отраслях. Мощное развитие получит сфера услуг, рынок стройматериалов. Наша молодежь освоит новые профессии, получит навыки прак-тической работы", - сказал глава государства. По данным председателя правления ЗАО "Верхненарынский каскад ГЭС" Игоря Горбенко, точная стоимость строительства четырех энергообъектов станет известна после рассмотрения технико-экономического обоснования. Но сегодня, чтобы не терять время, российская сторона уже выделила один миллиард рублей на проектно-изыскательские работы. А в конце 2013 года поступят первые 50 процентов финансирования.