Александр Викторович, прошло пять месяцев с того момента, как "Курскэнерго" принял функции гарантирующего поставщика и стал отвечать в том числе и за сбыт электроэнергии. Расскажите, сложно было организовать этот процесс?
Александр Пилюгин: Вопреки законам эволюции, после реформы энергетики у нас произошел обратный процесс. Мы опять выполняем функции сбытовой организации. Пришлось вернуться к этой деятельности, и я считаю, что мы сделали это быстро и успешно. Постарались, чтобы потребители испытали минимум неудобств, а экономика в целом не только не пострадала, но и выиграла. Вести сбытовую деятельность мы начали в кратчайшие сроки. Постановление правительства требовало сделать это в двухмесячный срок, мы завершили эту работу намного раньше. Во многом это произошло благодаря тому, что нас правильно поняли потребители, а некоторые отнеслись к этому событию с большой радостью, отметив, что появилось, так сказать, "одно окно", единая организация, куда можно обращаться по всем вопросам: по надежности электроснабжения, по качеству электроэнергии, техприсоединению и всем видам сбытовых услуг. Хорошо, что нас поддержала администрация Курской области в лице губернатора. Эта поддержка была ощутимой. И конечно, процесс прошел успешно благодаря работе коллектива "Курскэнерго" и коллектива из той сбытовой организации, который стал частью нашего. Все эти люди - профессионалы.
Каковы результаты пяти месяцев работы в новом качестве?
Александр Пилюгин: Наверное, самое важное - это сокращение задолженности между электрическими сетями и сбытовым подразделением. Примерно на 250 миллионов рублей с 500 снизилась задолженность. Поэтому сейчас мы спокойно работаем и начинаем показывать свою эффективность. Наверное, это тоже можно назвать эволюцией. Мы не должны забывать о том, что нам никуда не деться от потребителей. Они видят, как мы работаем. Мы монополисты. И хотя это чаще воспринимается как нечто негативное, для нас оно означает лишь большую ответственность, которой больше не с кем поделиться. Мы единственные, кто обеспечивает электроснабжение и сбытовую деятельность, наше предприятие не может работать неэффективно. Заменить нас просто некому, и мы должны сделать так, чтобы люди в нас верили и знали, что мы не подведем.
Среднерусский экономический форум посвящен инвестиционной привлекательности региона. Как известно, развитая инфраструктура - один из ключевых ее факторов.
Александр Пилюгин: На наших специалистах лежит ответственность за процесс техприсоединения, он достаточно сложный. Руководство страны старается его упростить и сделать более доступным и быстрым, мы, в свою очередь, тоже работаем в этом направлении. Планы практически всех крупных инвесторов рассматриваются индивидуально. И по каждому принимаются наиболее подходящие для новых предприятий технологические решения. Более того, с администрацией области прорабатываются оптимальные тарифные показатели. В Курской области все крупные комплексы строятся и подключаются к электросетям в кратчайшие сроки. В целом же, получив возможность вести энергосбытовую деятельность, мы пытаемся построить принципиально новую систему обслуживания - "одно окно", где можно получить все: от договора техприсоединения до договора на электроснабжение.
Сейчас энергетики ведут подготовку к осенне-зимнему периоду. Какие работы проводятся?
Александр Пилюгин: Есть такая поговорка: жизнь энергетика делится на две части - осенне-зимний период и подготовка к нему. Сейчас проводятся мероприятия по повышению надежности электросетевого хозяйства. Выполняются целевые программы по модернизации оборудования. Если мы посмотрим на основную массу электрических сетей, то увидим, что они выработали свой ресурс. Действительно качественная модернизация проводится последние пять лет, когда в энергетику пришли новые технологии, принципиально другие технологии. Например, привычные самонесущие изолированные провода. Раньше они считались новинкой, сейчас - это норма, которая закреплена во всех правилах, других линий попросту быть не может. Также сейчас мы строим принципиально новые распределительные устройства, которые работают без участия человека, создается интеллектуальная автоматика. Мне как-то задали вопрос: каким вы видите будущее энергетики. Так вот: "Курскэнерго" в будущем - это предприятие, где работают максимум триста человек вместо нынешних трех тысяч трехсот. Человек - это самое ценное, что есть, но он должен вложить в автоматику все, что он знает и умеет, а она уже сделает все гораздо быстрее человека. Например, найдет оптимальный режим работы и, если произойдет отключение, - резервный источник питания, и подключит к нему потребителя. У нас создан новый центр управления сетями, он лучший в России, потому что вобрал все самые последние достижения: это и оборудование, и строительство умных сетей, и построение информационно-измерительных систем. Вообще весь процесс модернизации позволит не только повысить надежность и качество работы, но и стабилизировать тарифы на электроэнергию, добиться если не прекращения их роста, то хотя бы минимизировать его, сделать менее зависимым от сетевой составляющей. Это можно решить не каким-то указом, а лишь поработав над модернизацией.
Какие новинки курские энергетики МРСК Центра представят на Коренской ярмарке?
Александр Пилюгин: Коренская ярмарка - традиционная выставка достижений, которая показывает, развивается компания или нет. Мы будем принимать в ней участие в восьмой раз. И намерены показать то, что мы сами используем в работе. Энергетика - отрасль, которая несет в себе повышенную опасность. Поэтому мы будем демонстрировать не только интеллектуальные системы учета, построение умных сетей, но и средства защиты. Это микропроцессорная техника, которая принимает решения и отдает команды, по сути, интеллектуальная техника. Мы покажем то, что мы сделали на подстанциях: на уровне высокого напряжения в настоящее время применяется, к сожалению, пока зарубежное оборудование. Хотелось бы, чтобы отечественные производители выпускали его аналоги, но пока их нет.
"Курскэнерго" является обладателем нескольких крупных наград за заботу о сотрудниках. Расскажите о том, как на предприятии развивается корпоративная культура и зачем это нужно.
Александр Пилюгин: Руководство МРСК Центра понимает, что человек живет не одной работой и трудится не только за зарплату. Чтобы укрепить коллектив, надо уметь показать сотрудников друг другу с различных сторон. Вообще работники Курскэнерго сами активно говорят о том, чем им хочется заняться и какие таланты показать: кто-то танцует, кто-то песни пишет, стихи. И мы устраиваем такие смотры-конкурсы. Это потом помогает в работе. Люди по-другому относятся друг к другу. Не забываем и о детях. В селах у некоторых сотрудников нет возможности показать талант своего ребенка, есть такие места, где нет даже клуба. Но "Курскэнерго" дает такую возможность. Еще одна важная категория - ветераны и пенсионеры. Есть у нас сотрудники - от 50 и старше, очень ценные люди, опытные, знающие. От них зависит подготовка молодых специалистов. Мы всячески поддерживаем ветеранов, чтобы все наши сотрудники понимали: пенсия - это совсем не страшно. Здесь своих не забывают и всегда встречают с уважением. Это побуждает людей учить молодежь. Я считаю, что вся эта работа не напрасна, ведь на понимании и доверии сформирован дисциплинированный дружный коллектив, который 55 лет безупречно работает в регионе, и любая задача ему по плечу.