На Среднем Урале развивать туризм будут с помощью кластеров

На Среднем Урале меняют подходы к организации въездного туризма - теперь эту отрасль будут развивать с помощью кластеров.

Сегодня отдых как бизнес представлен только на 20 процентах территории региона и сосредоточен преимущественно в окрестностях Екатеринбурга и вдоль автодороги Екатеринбург - Нижний Тагил. В ближайшие пять лет власти намерены вовлечь в этот вид деятельности более 40 муниципалитетов, сконцентрировав их усилия на создании уникального турпродукта. Это поможет ликвидировать дисбаланс между въездным и выездным туризмом. Сейчас соотношение составляет 20 процентов к 80 в пользу последнего.

Акцент на слабых

- Необходимо создать маршруты и инфраструктуру такого качества, чтобы люди приезжали не просто на отдельное событие, а оставались на длительное время, и мы могли бы раскрыть им все возможности Урала, - подчеркивает глава области Евгений Куйвашев.

Всего предполагается создать 12 кластеров, которые будут развивать семейный отдых, культурно-исторические, природные, лечебно-рекреационные зоны, экотуризм. Отдельными кластерами станут "город Екатеринбург" и "Духовный центр Урала".

По словам вице-премьера правительства региона Алексея Орлова, решения по 10 приоритетным инвестиционным проектам будут приняты уже в октябре.

- Акцент делаем на муниципалитеты с наиболее слабым экономическим положением - так мы сможем вдохнуть в них новую жизнь. В качестве площадок определены, например, Тавда, Алапаевск, Туринск, Ирбит и другие. Предстоит просчитать стоимость проектов, определить, что может сделать местный бюджет, а в чем поможет область. Важно, чтобы бизнесу было интересно заходить на эти территории и развивать там инфраструктуру, - пояснил чиновник.

Необходимо создавать маршруты и инфраструктуру такого качества, чтобы люди, приехав в регион на какое-то событие, впечатлились возможностями Урала и остались здесь на длительный период

Так, в Ирбите может появиться бальнеологический комплекс. В Алапаевске ищут инвестора для реконструкции узкоколейки - ежегодно по ней смогут путешествовать до 50 тысяч человек. Наиболее масштабный из инвестпроектов - "Демидов-парк" в окрестностях Нижнего Тагила, памятник индустриальному наследию Урала. На участке в 30 гектаров расположатся экспонаты науки и техники XVIII и даже XVI веков, "апгрейденные" интерактивными технологиями. Проект позволит привлечь до полутора миллионов туристов в год, создать около 300 новых рабочих мест.

Зона без 3G

Если Свердловская область еще только продумывает, как вовлечь в турбизнес "пассивные" территории, то соседи уже шагнули вперед, в чем корреспонденты "РГ" смогли убедиться лично в ходе пресс-тура.

Чердынь - старейший на Урале купеческий городок, расположенный в 300 километрах на север от Перми. Первое упоминание о нем можно найти в русских летописях 1451 года. Считается, что именно Чердынь была центром Перми Великой, которая в X-XII веках вела обширную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и Югрой. Именно здесь расположены самые старые православные храмы Прикамья и музей истории веры, 98 историко-культурных объектов местного значения, 67 - регионального и один - федерального. Среди наиболее ценных музейных экспонатов - трехпудовые кандалы опального боярина Михаила Романова, дяди первого русского царя из династии Романовых. Его жизнь трагически закончилась в деревне Ныроб Чердынского уезда.

Сегодня Чердынь - тихий провинциальный городок с населением в 4,5 тысячи человек. Иногда кажется, что время здесь словно остановилось. Возможно, совсем скоро ситуация изменится.

На прошлой неделе в Чердыни в рамках ГЧП открылся информационно-туристический центр (ИТЦ). Он будет работать пять дней в неделю, предоставляя посетителям сведения о культурно-исторических достопримечательностях, экскурсионных программах, а также о точках общепита и средствах размещения. Кроме того, приезжие здесь смогут купить сувениры ручной работы.

- Если смотреть шире, задача ИТЦ - налаживать связи между операторами, занимающимися организацией туров в Чердынь и тамошними музеями и гидами; разрабатывать программы для продвижения региона, - говорит Елена Шперкина, директор крупной турфирмы Пермского края, участник проекта.

Центр открыт на партнерских началах: администрация района выделила помещение в безвозмездное пользование сроком на пять лет, кстати, тоже памятник истории, а бизнес взял на себя ремонт, коммунальные платежи и зарплату персонала.

Ежегодно в Чердынский район, по данным администрации, приезжает порядка 57-59 тысяч путешественников, при этом очень много так называемых неорганизованных туристов. К примеру, на фестиваль "Зов Пармы" в село Камгорт собирается до 21 тысячи человек - музыканты, экологи, этнографы, специалисты по исторической реконструкции, мастера традиционных ремесел и просто любители экотуризма. Кто-то из них наверняка захочет объехать окрестности. Но ни надлежащей навигации, ни сервиса, соответствующего современным требованиям, здесь не встретит. В Чердыни сегодня работает всего 2 кафе и 4 гостиницы, а до недавнего времени и вообще числилась одна. Местное население занято в основном натуральным хозяйством: кормятся тем, что выращивают на огородах, добывают на охоте или рыбалке. О том, что зарегистрироваться как ИП и заняться сферой услуг, мало кто задумывается. В речи довольно часто мелькает: "Вы там, в России…" До 2000-х эта территория была отрезана от крупных городов Прикамья реками. Сообщение "с большой землей" осуществл
ялось паромами, которые ходили только в сезон. Сейчас построены мосты, но менталитет так быстро не скорректируешь.

Знай наших

Долгое время основу экономики района составляли лесозаготовки, на которых трудились заключенные. Кого-то страшит соседство с исправительными колониями, а вот для чердынцев это было благом. В структуру ГУФСИН устраивались на работу, в ее столовые сдавали рыбу, мясо и дикоросы. Собственно, и вся социальная инфраструктура подстраивалась под нужды "сидельцев" и сотрудников зоны. Но сейчас ГУФСИН ведет реорганизацию: 6 подразделений сокращается, 8 поселков ликвидируется, количество населения на периферии резко падает, а вместе с ним - и подушевое финансирование бюджетных учреждений.

- Мы осознали, что, если в ближайшие 2-3 года не перепрофилируемся на создание условий для туриндустрии, экономика района придет в упадок, - говорит Юрий Чагин, глава Чердынского муниципального района. - За последние 12 лет на нашей территории сделали очень много с точки зрения восстановления памятников истории и архитектуры. В общей сложности на эти цели было потрачено 100 миллионов рублей из федерального, краевого и местного бюджетов. На сегодня есть четкое понимание: если по маршруту Пермь-Соликамск-Чердынь будет организован стабильный туристический трафик, в Чердынь начнет вкладываться бизнес.

Муниципалитет рассчитывает, что открытие ИТЦ даст толчок развитию малого бизнеса в сфере услуг и народных промыслов. Задача максимум, которую ставят перед собой участники экспериментального проекта, - выйти на федеральный уровень с локальным туристическим брендом, как это, сделал, к примеру, город Мышкин. Возможно, Чердынский район станет первой территорией на Урале, где будет проведена полная реконструкция архитектурного ландшафта. Без краевой и федеральной помощи это не по силам. Соотношение собственных и привлеченных средств на реконструкцию сегодня составляет 30 процентов к 70.

Помимо ИТЦ, в рамках соглашения между Чердынским районом и НП "ПереМаа" будет проводиться подготовка кадров для туриндустрии и разработка системы туристической навигации.

- Я бы не сказала, что это коммерческий проект, но его надо сделать коммерческим, - считает Елена Шперкина. - Окупаемость может быть в разных вариантах, например, за счет развития туристической инфраструктуры. Или привлечения новых групп туристов. Можно, к примеру, использовать легенды о чердынских кладах и разрабатывать специальные маршруты "в поисках сокровищ". Проводить паломнические туры. Также в этих местах прекрасная охота и рыбалка.

Технология, с помощью которой чердынцы собираются увеличить количество туристов, в общем-то, не нова, но почему-то о ней часто забывают.

- Создание интерактивного турпродукта, который базируется на возможностях музеев: фольклорное творчество, ролевые игры, ландшафтный театр, мастер-классы по национальной кухне, дойке животных, кошению травы, изготовлению оберегов и т.п. Надо понимать, что экспозиции - это не "вещь в себе", а часть туристической инфраструктуры, - поясняет Елена Шперкина.

прямая речь

Елена Трегубова, директор некоммерческого партнерства «ПереМаа»:

- Музейщики - люди особенные. Им важно то, чем они занимаются, а коммерческая сторона вопроса уходит на второй план. Поэтому обязательно должны быть рядом менеджеры, которые будут продвигать в массы музейные программы и проекты, приносить деньги на территорию. В небольших городах, где огромный исторический пласт, ИТЦ - это не просто информационный киоск, а центр генерации креатива.