03.07.2013 23:42
    Рубрика:

    Россияне поддерживают идею создания высокоскоростных железных дорог

    На четыре часа сократится время в пути от Москвы до Казани
    Высокие цены на билеты, их дефицит, отсутствие комфорта в пути, низкий уровень обслуживания, неудобные маршруты, пробки и устаревший парк. Эти семь проблем российского транспорта выделили как основные жители Москвы, Питера, Нижнего Новгорода и Казани, которые участвовали в опросе Фонда "Общественное мнение".

    Эти города были выбраны не случайно, отметил президент фонда Александр Ослон. Именно через Казань, Москву и Нижний Новгород должна пройти первая высокоскоростная железнодорожная магистраль. Интересно, что опрошенные по всей стране также в основном поддерживают идею создания сети высокоскоростных железнодорожных магистралей. Хотя это очень дорогой проект. Только одна ветка до Казани длиной чуть больше 800 километров, по предварительным подсчетам, обойдется почти в триллион рублей. Особенно позитивно настроены молодые люди. Более трети опрошенных россиян, отправляясь в дальнюю поездку, предпочли бы высокоскоростной поезд другим видам транспорта. Но в группе респондентов старше 60 лет на первом месте оказался обычный поезд.

    Наиболее высок спрос на услуги высокоскоростных железнодорожных магистралей среди жителей Казани до 45 лет с высшим образованием и с доходом выше 20 тысяч рублей в месяц на одного члена семьи. Именно они смогут себе позволить заплатить от трех до восьми тысяч рублей за билет до Москвы. Что сравнимо по цене за авиаперелет. Хотя ранее в РЖД говорили, что цена билета будет рассчитываться в зависимости от класса вагона по специальной шкале. Но тарифная сетка билетов на скоростной поезд "Сапсан" показывает, что купить на него билет за 800 рублей практически невозможно. Тем не менее, судя по опросу, пассажир уже голосует за скоростной поезд, хотя он и не дешевый. И в целом до 82 процентов жителей страны считают, что развивать в России высокоскоростные железнодорожные магистрали нужно, отметил Ослон. Правда, в рамках опроса им не задавали вопрос, согласны ли они, что их пенсионные накопления пойдут на строительство путей, уточнил он, отвечая на вопрос "РГ". Дороговизна же проекта в целом пугает только два процента россиян. А путешествовать на расстояние более тысячи километров со скоростью 400 километров в час готовы 35 процентов опрошенных.

    Эксперты настроены не так оптимистично, как обычные пассажиры. Говоря о рисках, большинство обозначают такие факторы, как трудности, связанные с неразвитостью высокотехнологичных отраслей экономики в России. Также отсутствие опыта эффективного управления проектами подобного масштаба, проблемы изъятия земель под строительство и финансовые риски, кадровый дефицит. Впрочем, эксперты тоже голосуют за строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей. Оно подтолкнет развитие высоких технологий, сделает связь между городами более динамичной, повысит транспортную мобильность населения, даст новый импульс для развития туризма и создания рабочих мест, перечисляют плюсы эксперты. Предполагается, что финансирование проекта будет вестись на принципах государственно-частного партнерства, а государственный грант составит не более 70 процентов от общей стоимости строительства. Если линия Москва - Казань предварительно оценивается в 928 миллиардов рублей (с учетом инфляции), то потребность в госфинансировании составляет 650 миллиардов и может быть снижена до 371 миллиарда за счет льготного налогообложения и привлечения возвратных средств накопленных госрезервов.

    Тем временем

    30 процентов опрошенных все-таки выбрали обычный поезд, 24 процента - самолет.

    Ездить уже через пять лет между Москвой и Казанью по высокоскоростной железнодорожной магистрали в Казани готовы 74 процента опрошенных, в Санкт-Петербурге - 66 процентов, в Москве - 63 процента, в Нижнем Новгороде - 59 процентов.