Илья Авербух, фигурист, заслуженный мастер спорта России:
- Если я пойму, что на посещенном мной музыкальном концерте артисты пели под фонограмму, то, разумеется, почувствую себя обманутым. Ведь я ходил туда, чтобы услышать именно живой голос. Аудиозаписи можно прокручивать даже у себя дома и делать это хоть до бесконечности. Поэтому я считаю, что борьба с пением под фонограмму без предупреждения зрителей, которую "Российская газета" сегодня обсуждает на 5-й полосе, должна была начаться уже давно.
Мне бы очень хотелось, чтобы певцы работали каждый концерт в полную силу, а не просто открывали рот на сцене, однажды записав свои песни в студии. Конечно, зачастую они очень сильно устают, гастролируя по всей стране с десятками выступлений. График может быть очень тяжелым. Но даже это не является оправданием. Если ты так изматываешься, то нечего тебе выходить на сцену.
Я тоже очень много езжу с моим ледовым шоу. Но ведь мы не позволяем исполнять наши номера вместо себя кому-то другому. Перед тем, как решиться на гастрольный тур или даже на разовое выступление, надо сперва посидеть и все как следует обдумать, оценить свои силы, состояние здоровья. И если ты все-таки решил, что имеешь достаточно энергии для того, чтобы выступать перед людьми, радовать их своим голосом, то работать должен с полной отдачей.
В случае, когда певец поет под фонограмму, не афишируя этого перед зрителями и тем самым обманывая их, его надо не только штрафовать. Необходимо еще и предавать такой нечестный поступок широкой огласке, чтобы артисту стало стыдно и чтобы это явилось хорошим уроком для всех представителей профессии.
Хотя и штрафы, о которых говорят эксперты, в данном случае нужны вовсе не символические. Их размер должен быть достаточным для того, чтобы отбить охоту совершать столь неблаговидные поступки. Ведь на концерт любого серьезного артиста спрос достаточно велик, и, следовательно, билеты приносят немалые доходы. Поэтому какая-то тысяча рублей вызовет лишь насмешки и ощущение безнаказанности.
Если же фонограммные концерты проходить все-таки будут, то билеты на них должны быть в два раза дешевле, чем на живые, а покупателей необходимо заранее предупреждать о том, что они услышат.
В то же время я далек от таких идей, как, например, создание у артистов некоего профессионального органа, который будет заниматься моральным цензом. Думаю, что обсуждаемые нами вопросы должны решаться более естественным путем. При правильном подходе к проблеме она отомрет сама собой. Все это не стоит таких больших затрат времени.