04.07.2013 13:29
    Поделиться

    Поселок под Калининградом лишился воды из-за бюрократических препон

    В поселке Славинске Гвардейского района, в 40 километрах от Калининграда 1100 человек больше года живут без воды.

    При этом система централизованного водоснабжения в поселке есть. Есть и средства на ремонт водоносной скважины и строительство новой водонапорной башни - 1,6 миллиона рублей на эти цели Славинск получил из регионального бюджета. Деньги лежат мертвым грузом на счету муниципалитета, потому что поселковые власти уже несколько лет не могут принять коммунальную инфраструктуру в муниципальную собственность.

    Техника бытового выживания

    В доме у Людмилы Захаренковой, пенсионерки и инвалида первой группы, есть умывальник, небольшая ванная и унитаз. Нет только воды: краны в домах на улице Центральной, где живет Людмила Ильинична, пересохли год назад. Раз в неделю к ней приезжают дети - натаскивают баклажками и ведрами воду из колодца, обустроенного еще немцами до войны. Однако на семь дней этого не хватает. И приходится одинокой пенсионерке, которая с трудом передвигается по дому и не выходит на улицу, платить местным "водовозам" - крепким пьянчугам, берущим за ведро по 10-15 рублей.
    На улице Озерной вода исчезла еще раньше - два года назад. Мария Аброськина демонстрирует приезжим журналистам свою систему выживания при "сухом законе".

    - Видишь, милая, баклажечки под крышей стоят? Накапает с крыши, Боженька пошлет - мы и постираемся. А нет воды с неба - ходим и грязь колупаем. Я снег топлю, в туалет на озеро хожу - воду экономлю. Соседи, спасибо им, чистой воды дают попить. Вчера с крыши стирала и голову мыла. Мне говорят: нельзя, волосы облезут. А мне все равно, мы давно уже тут облезлые ходим.

    Вода в Славинске делится на чистую и грязную. Чистая - в немецких колодцах, но до них жителям Озерной идти не меньше километра. Куда больше в поселке дренажных ям, там вода желтая, мутная и пахнет соляркой. Посельчане при деньгах давно скооперировались и в складчину на несколько семей за 50-100 тысяч рублей пробурили себе автономные скважины. Однако большинство жителей Славинска - пенсионеры. Лишних денег у них нет.

    У Лусине Джанунц трое детей: девятилетний сын и две дочки - трех и шести лет. В Славинск многодетная семья переехала из райцентра. Жизнь в поселке дешевле, да и дети могут без проблем и очередей ходить в школу и детский сад. За лето муж Лусине своими руками выкопал во дворе дома четырехметровый колодец. Однако воды там мало, хватает на две стирки. А потом опять два выхода: идти к общественному колодцу или платить "водовозам".

    Деньги на ремонт жизненно важной скважины у муниципалитета есть, а возможностей их потратить — нет

    - У нас у всех огороды, как их поливать? - тихо возмущается Лусине. - Ладно, мы, молодые и сильные, а пенсионеров жалко. Соседка наша, пожилая женщина, всю жизнь проработала учительницей. А теперь ходит зимой с ведром на озеро, ползает по льду, поскальзывается, падает, чтобы принести себе воды. Не 41-й же год на дворе. Стыдно.

    Схема выживания в Славинске у каждого своя, но с самим словом "выживание" здесь давно никто не спорит. По поселку гуляет несколько версий, куда ушла вода. Кто-то говорит, что виновник - администрация колонии-поселения № 12, которая здесь базируется. Это, мол, "зэки" перекрыли на трубах вентили, это они отключили насосы. Однако большая часть славинских пенсионеров уверена, что воду "украла" нынешняя глава поселковой администрации Елена Коцарева. По несчастливому совпадению поселковый водопровод, построенный несколько десятилетий назад, окончательно сгнил к концу 2010 года, когда Коцарева вступила в должность.

    Из пустого в порожнее

    Глава сельского поселения не похожа на злую Гингему, укравшую у жителей Славинска водопровод. Скважину и водопроводные сети, которые находятся в собственности колонии-поселения, Коцарева, судя по ее словам, пытается принять на баланс муниципалитета уже больше двух с половиной лет. И натыкается как на стену на Бюджетный кодекс и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления".

    - В 1990-е годы многочисленные имущественные объекты славинского совхоза перешли в управление к администрации колонии-поселения (КП-12) - структуре Государственного управления исполнения наказаний по Калининградской области, - рассказывает свою историю Елена Коцарева. - В 2007 году в прежнюю администрацию Славинского сельского поселения обратилось руководство КП-12 и предложило принять имущество из федеральной собственности в муниципальную. Был составлен перечень этого имущества, создана комиссия, в которую вошли представители ГУИНа, славинской администрации и поселковые депутаты. Члены комиссии начали выезжать на объекты. И обнаружили, что львиной доли имущества, которая якобы передается муниципалитету, не существует в природе. Котельная и очистные сооружения разграблены, километры водопроводных труб вырыты и проданы на металлолом. По множеству объектов отсутствовала техническая документация, земельные участки не были поставлены на кадастровый учет. Моя предшественница, Алевтина Прыткова, обратилась в калининградское территориальное управление Росимущества с официальным письмом, в котором заявила, что администрация сельского поселения не будет принимать несуществующие объекты и объекты без документации в муниципальную собственность. Управление это письмо проигнорировало и издало свое распоряжение, в соответствии с которым все имущество из перечня, в том числе разворованное, передается в муниципальную собственность в одностороннем порядке.
    Затем прошло несколько гражданских судов, которые подтвердили, что славинские объекты все же остаются в федеральной собственности. Кроме того, существует определение Конституционного суда, в котором четко прописано, что без волеизъявления органа местного самоуправления имущество из федеральной или иной собственности не может быть передано муниципалитету.

    В мире призраков

    - В 2010 году я по собственной инициативе обратилась к руководителю колонии-поселения Александру Долгому, предложила составить новый перечень федерального имущества, фактически существующего, который мы готовы принять в муниципальную собственность, - продолжает Елена Коцарева. - Руководитель КП-12 мое предложение поддержал, и в 2011 году мы поставили свои подписи на новом акте приема-передачи. Дело оставалось, как мне тогда казалось, за малым - получить подпись и печать руководителя калининградского территориального управления Росимущества. Однако исполняющий обязанности руководителя Алексей Буяновский акт подписывать отказался, заявив, что все имущество муниципалитету было передано еще в 2007 году. Правда, ответа на вопрос, почему же тогда объекты, якобы перешедшие в муниципальную собственность, и после 2007 года руководство колонии-поселения продолжало продавать, нам в Росимуществе не дали. А ведь объекты продавались! К примеру, в 2010 году частник приобрел у КП-12 здание библиотеки в поселке Демидово.

    Поселковые власти начали стучаться в разные двери: к губернатору, в региональное правительство, в областную Думу, в аппарат полномочного представителя президента, БТИ, кадастровую палату, районную и областную прокуратуру. В правительстве и полпредстве по "славинскому делу" прошло не одно совещание с участием всех заинтересованных сторон, однако представители калининградского управления Росимущества оставались непреклонными.

    - Поняв, что миром дело не решить, мы подали иск в арбитражный суд о побуждении учреждения исполнения наказаний к передаче фактически существующего имущества муниципалитету, - вспоминает Елена Коцарева. - Но в хождениях по кабинетам мы потеряли время. Арбитражный суд признал, что поселковое имущество осталось в собственности колонии-поселения. Однако в удовлетворении иска отказал - за истечением срока давности.

    Славинская система водоснабжения оказалась заложницей нелепой юридической коллизии. Утвердить первый акт приема-передачи имущества и принять драгоценную скважину вместе с многочисленными объектами-призраками нынешняя администрация сельского поселения не может: подписать документ за 2007 год в 2013 году нельзя. Дать юридическую силу второму акту за 2011 год руководство управления Росимущества отказывается - на основании распоряжения, изданного в 2007 году.

    - Я прекрасно понимаю, почему господин Буяновский не идет нам навстречу, - с трудом сдерживает эмоции Елена Коцарева. - Если он поставит свою подпись, он косвенно признает вину и ответственность калининградского управления Росимущества за объекты-призраки, которые существуют в Славинске только на бумаге. Ну а нам-то что делать? Бюджетный кодекс запрещает направлять целевые деньги, которые муниципалитет получил из областного бюджета, на ремонт федеральных объектов. Это 1,6 миллиона рублей, это нецелевое расходование в крупном размере, а я не хочу в тюрьму. Я стучала во все двери, я с юристом из аппарата полпреда, который помогает нам вести это дело, общаюсь чаще, чем с родным мужем. Я не знаю, куда уже идти и куда кричать. У нас 1100 человек сидят без воды, потому что один чиновник боится поставить свою подпись. Может быть, через газету получится что-то сделать. Опишите все это, пожалуйста. Помогите. У нас уже нет сил.

    Вода утекла в решето

    Годовой бюджет Славинского сельского поселения, в которое, помимо Славинска, входят еще 19 поселков, не превышает 14 миллионов рублей. На эти деньги муниципалитет должен содержать коммунальную инфраструктуру, ремонтировать дороги, развивать культуру и исполнять еще 34 дорогостоящих полномочия, прописанных в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления". Нищета в Славинске сквозит из всех щелей: из обшарпанной штукатурки на стенах поселковой администрации, из ухабов центральной улицы, которая не видела ремонта уже 30 лет, из бетонного остова бывшего советского Дома культуры. Поговаривают, это двухэтажное здание предыдущие руководители колонии-поселения без документов продали безызвестному предпринимателю на "запчасти" за пять миллионов рублей.

    К сожалению, поговорить с господином Буяновским корреспондентам "Российской газеты" не удалось. По удивительному совпадению незадолго до нашей командировки в Славинск Алексей Евгеньевич перестал исполнять обязанности главы территориального управления Росимущества в Калининградской области. Новая и. о. руководителя Нина Саканова поручила подготовить ответ на официальный запрос "РГ" своим юристам, которые ожидаемо ответили, что объекты управления исполнения наказаний не могут быть переданы в муниципальную собственность по акту 2011 года, поскольку федеральное имущество перешло на баланс администрации Славинского сельского поселения в 2007 году.

    "Территориальное управление рекомендует администрации обратиться в управление Росреестра по Калининградской области для государственной регистрации права муниципальной собственности на скважину и системы водоснабжения в целях осуществления их скорейшего ремонта", - говорится в ответе на запрос за подписью Нины Сакановой.

    Не стоит скрывать, трудности с водоснабжением испытывают жители тысяч и даже десятков тысяч российских поселков. В Калининградской области, как заявил губернатор в своем послании областной Думе, водой надлежащего качества обеспечены лишь 20 процентов сельских населенных пунктов. Однако именно в Славинске сложилась парадоксальная ситуация, когда деньги на ремонт жизненно важной скважины у нищего муниципалитета есть, а возможностей их потратить нет. И пока федеральные и муниципальные чиновники выясняют отношения, в конкретном населенном пункте 1100 человек сидят без воды.

    Поделиться