Новости

05.07.2013 00:55
Рубрика: Власть

Три года экономии

В кабинете министров ищут средства под угрозой сверхдефицита бюджета
Вчера правительство рассмотрело проект федерального бюджета на следующую трехлетку.

Провести бюджетный процесс так, чтобы все без исключения ведомства остались полностью довольны, не получалось, пожалуй, никогда. Еще сложнее совместить интересы всех, когда правительству приходится работать в рамках "бюджетного правила" и тенденции к снижению доходов госказны вследствие сокращения экономического роста.

Уже на стадии так называемого "нулевого чтения" бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов стало понятно: министерству финансов придется выслушать немало нелестных отзывов в свой адрес. Так, во вторник в ходе заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на бюджетные проектировки обрушилась вице-премьер по "социалке" Ольга Голодец. Она не нашла в проекте бюджета финансирования ряда социальных программ и заявила, что минфин берет на себя несвойственные ему функции, игнорируя принятые в стране программы и параметры. Голодец пообещала отстаивать социальные интересы вплоть до того, что пойдет к президенту.

"Бюджетный процесс продолжается", - заявил вчера, открывая заседание правительства, Дмитрий Медведев. Министр финансов Антон Силуанов тоже обратил внимание, что постатейное распределение лимитов еще впереди. Сейчас же важно утвердить общие параметры, закрепив бюджетные принципы.

- Бюджетный цикл имеет свои особенности, - напомнил глава правительства. - Макроэкономические показатели, принятые за основу, отличаются от тех, которые были использованы в прошлом году и, к сожалению, не в лучшую сторону. Это связано с общим ухудшением экономической ситуации.

Значительные риски имеются не только сейчас, но и в среднесрочной перспективе. В первую очередь, это касается прогнозирования доходной части бюджета. "В случае увеличения бюджетного дефицита сверх тех прогнозов, на которые мы сегодня ориентируемся, нужно предусмотреть источники погашения этого дефицита", - указал премьер-министр.

Все проблемы - от сокращения доходов. Если сравнивать с теми параметрами, что заложены в действующий закон о бюджете, то в текущих условиях, посчитали в минфине, в 2014 году доходы бюджета снизятся на 543 миллиарда рублей, а в 2015-м - на 835.

В номинальном выражении доходная часть бюджета будет расти, но по отношению к ВВП ожидается сокращение. В течение трех лет доходы с 13,52 триллиона увеличатся до 15,83, а по отношению к ВВП снизятся с 18,3 процента до 17,4. При этом все три года бюджет ожидается стабильно дефицитным: 0,4 процента ВВП (327 миллиардов рублей) в 2014 году и 0,6 процента (455,5 и 543,7 миллиарда) в 2015 и 2016 годах.

Правительство учло ухудшение экономической ситуации: снизили прогноз темпов роста ВВП, инвестиций, объемов экспорта и многих других показателей, влияющих на доходы госказны. "Но даже и этот прогноз, по нашему мнению, несет в себе определенные риски", - заявил глава минфина. Основной риск заключается в упомянутом главой кабмина росте бюджетного дефицита. "Закладывая сегодня в основу бюджета излишне оптимистичные параметры, мы рискуем в следующем бюджетном цикле столкнуться с ростом дефицита и необходимостью использовать для его покрытия Резервный фонд", - считает Силуанов. Это приведет к тому, что планы по наполнению фонда, являющегося так называемой подушкой безопасности, до 7 процентов ВВП растянутся по времени еще больше. Минфин призывает четко выполнять принятые решения по приватизации - правительство запланировало доходы бюджета за три следующих года в объеме чуть более 1 триллиона рублей, - иначе вместо запланированного к 2016 году наполнения Резервного фонда до 5,1 процента ВВП произойдет его сокращение до 3,8 процента.

Негативные тенденции минфин наблюдает уже сейчас. Бюджет не добирает на приватизации, налоге на прибыль, на НДС. "Недопоступление доходов в этом году может составить до 1 триллиона рублей", - подчеркнул министр, предложив серьезно вдуматься в эти цифры.

"Мы привыкли к тому, что уточнение прогноза даст возможность увеличения прогноза доходов и, соответственно, расходов бюджета. В текущем году такой возможности у нас не будет", - предупредил Силуанов. В министерстве полагают, что уже сейчас необходимо приступать к оптимизации обязательств и "сокращать не только для бюджета на 2014-2016 годы, но и на последующие годы". Бюджетный маневр в мифине считают даже не необходимостью, а неизбежностью. Аргументы используют весомые: необходимость выполнения указов президента от мая 2012 года. "Без бюджетного маневра, без оптимизации, сокращения наших уже принятых расходных обязательств нам выполнить эти новые задачи просто не представляется возможным", - не сомневается руководитель министерства. Только за два года объем ресурсов, необходимый для исполнения указов главы государства, составит около 2 триллионов рублей. Маневрировать предполагается за счет сокращения трансфертов государственным внебюджетным фондам. В частности, на Пенсионном фонде бюджет может сэкономить 470,9 миллиарда рублей в 2014 году, 846 миллиардов в 2015-м и почти 1,3 триллиона в 2016-м. Это возможно при отмене льгот по уплате страховых взносов и за счет остатков и более высокого прогноза поступлений в фонд.

Дополнительные средства можно найти за счет оптимизации системы госзакупок. Сокращение ассигнований на них на 5 процентов в год дадут по 120 миллиардов рублей, сообщил министр Силуанов. "Сэкономленные средства пойдут на предоставление материнского капитала, выплату ежемесячного пособия при рождении третьего ребенка, повышение зарплат в сфере здравоохранения, образования, науки и культуры, а также на увеличение военных пенсий не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции, как это положено", - напомнил Дмитрий Медведев.

Эксперты видят ряд других возможностей для правительства. Член Экспертного совета при кабинете министров Олег Вьюгин обратил внимание на акцизы на табак. "Есть возможность увеличить доходы бюджета за счет более серьезного повышения акцизов на табак, чем это заявлено в основных направлениях налоговой политики и в проекте документа, - заявил он. - Это, с одной стороны, может принести дополнительные доходы, а с другой, дать дополнительный социальный эффект в виде защиты здоровья граждан". Законопроект, утверждающий ставки акцизов, пока находится в Госдуме. Согласно документу, табачный акциз в 2014 году должен вырасти на 42 процента по отношению 2013 году, в 2015 году - еще на 20 процентов и в 2016 году - на 28 процентов.

Также эксперты обратили внимание, что "бюджетное правило" по факту дезавуируется, поскольку предполагается использование средств как Резервного фонда, так и Фонда национального благосостояния. "В совокупности у нас объем квазибюджетных расходов растет, а не сокращается и растет темпами, которые не соответствуют среднесрочному взгляду на возможности финансирования", - считает Вьюгин.

Наконец, эксперты при правительстве не вполне согласны с принятой жесткой политикой на максимальное сохранение существующего уровня государственного долга. Глава правительства назвал его "экономически безопасным" уровнем. Согласно бюджетным проектировкам, к 1 января 2017 года госдолг составит 12,8 процента ВВП. "В рамках бюджетной стратегии и трехлетнего бюджета нужно вернуться к рассмотрению роли госдолга как инструмента финансирования", - полагает Вьюгин.

Основные характеристики трехлетнего бюджета правительство, в конечном счете, утвердило. "11 июля минфин должен внести нам всем, министерствам, предельные объемы. Дальше мы будем работать в рамках этих объемов", - сообщил после заседания министр труда и социального развития Максим Топилин. Распределять финансирование министерства и ведомства смогут до 9 августа. Глава минтруда, правда, предположил, что и после этого срока какие-то разногласия останутся. Сам он будет стараться искать возможности внутри собственных лимитов. "Я знаю бюджет своего министерства и могу сказать, что всегда можно найти определенные ресурсы внутри (своего бюджета - прим. РГ)", - сказал Топилин.

Власть Работа власти Госуправление Экономика Казна Федеральный бюджет Правительство Председатель Правительства
Добавьте RG.RU 
в избранные источники