Этот вопрос сегодня обсуждали на расширенной коллегии главка. Основные темы для разговора армейские правоохранители почерпнули не только из личного опыта, но также из подробного доклада зампредседателя Следственного комитета России Александра Сорочкина.
Выступление генерала изобиловало не слишком утешительной статистикой. Она подтвердила хорошо известную истину: львиную долю правонарушений в войсках совершают не солдаты, а их командиры. Неизменной осталась и другая тенденция - чем больше звезд на погонах начальника и чем выше его должность, тем тяжелее бывает состав преступления. К сожалению, многие чиновники-силовики по-прежнему вольно трактуют свои должностные полномочия, а государственные средства рассматривают как источник пополнения собственного кошелька. Несмотря на все усилия правоохранителей, коррупция в военно-командной среде цветет пышным цветом и даже разрастается.
- За пять месяцев текущего года в производстве военных следователей находилось почти на 9 процентов больше уголовных дел коррупционной направленности, чем в аналогичный период прошлого года, - сообщил на коллегии Сорочкин.
После громкого скандала вокруг "Оборонсервиса", к которому оказались причастны не только гражданские чиновники Минобороны, но и военнослужащие, коррупция у силовиков, как правило, ассоциируется с армейским начальством. Достаточно, к примеру, вспомнить, как "уводили" государственные деньги в одной из воинских частей на Урале. Ее командир полковник Дмитрий Лаптев подписывал фиктивные акты о работах в поселке Гагарский Свердловской области. А Екатеринбургский филиал дочерней структуры "Оборонсервиса" - "Славянки" оплачивал коммунальщикам услуги, в 80 раз превышающие реально оказанные гарнизону. В итоге бюджет лишился около 9 миллионов рублей. Теперь военные правоохранители пытаются вернуть эти средства в казну, а заодно выясняют степень причастности к преступлению уральских чиновников "Славянки".
С подобными фактами подчиненные Сорочкина сталкиваются нередко и практически во всех регионах страны. Но если говорить об общей тенденции, то, по данным начальника военно-следственного главка, коррупционные преступления в Вооруженных силах наконец-то пошли на убыль. Зато их рост наблюдается во Внутренних войсках МВД, подразделениях Спецстроя России и структурах МЧС.
Всего с начала этого года в производстве военных следователей находились около 7 тысяч уголовных дел. Любопытным выглядит их распределение по разделам УК. Лидируют здесь посягательства против собственности - количество данных правонарушений по сравнению с 2012-м увеличилось на треть. В общей массе таких злодеяний особняком стоит мошенничество. С ним армейские следователи сталкивались в полтора с лишним раза чаще, чем в прошлом году. К тому же у силовиков на 50 процентов увеличилось число краж, а установленных фактов присвоений и растрат стало больше на треть.
В то же время на коллегии отметили, что военнослужащие теперь реже сталкиваются с дедовщиной. Пострадавших от казарменного насилия стало на 18 процентов меньше. Но главное, что по сравнению с минувшим годом в армии и других "военизированных" ведомствах на 10 процентов сократилось число погибших в результате преступлений и происшествий. Еще правоохранители констатируют двукратный спад нарушений правил обращения с оружием и опасными предметами, а также 40-процентное сокращение инцидентов, связанных с несоблюдением требований безопасности использования военно-технических средств и правил вождения или эксплуатации машин.