Поделиться

Выпуск боевых систем пятого поколения требует переоснащения заводов

На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге выставлено немало ракетных систем, а также мощных управляющих комплексов, которыми уже вооружаются и будут оснащаться боевые корабли перспективных проектов.

Однако какой бы проект в своей проектной сути хорошим ни был, он станет представлять реальную угрозу для противника, если удастся наладить не единичное, а массовое его производство. Отечественное кораблестроение сейчас значительно обновляется, строятся даже новые верфи, способные строить боевые корабли и гражданские суда любого класса сложности и любого водоизмещения. Для того, чтобы, предположим, фрегат стал полноценной боевой единицей, его корпус надо насытить самыми современными боевыми системами. И их тоже надо произвести не на оборудовании прошлого века, а на том, что отвечает критериям века нового.

Традиционно самые сложные боевые,  том числе - ракетные, системы для ВМФ производились на Обуховском заводе в Санкт-Петербурге, который в советское время назывался завод "Большевик". Незадолго до открытия МВМС-2013 руководство концерна "Алмаз-Антей", в который сейчас входит завод, пригласило группу журналистов посетить предприятие. Это было интересно, так как завод в Питере - старейшее отечественное оборонное предприятие, отметившее в мае 150 лет со дня своего основания. И как в старых стенах налажен выпуск боевых систем новых поколений? 

Стоит, наверное, коротко рассказать об истории завода, которая удивительна и показательна, но знают о ней лишь дотошные исследователи отечественной оборонки.

В мае 1863 года между Товариществом на паях "П.М. Обухов, Н.И. Путилов, С.Г. Кудрявцев" и Морским министерством был заключен контракт о строительстве сталелитейного и орудийного завода в 12 верстах от Санкт-Петербурга, на Шлиссельбургском тракте в селе Александровском.

Совсем недавно закончилась война в Крыму, которая показала миру не только героизм русских солдат, но и полную техническую отсталость России от Великобритании и Франции. И пока царское правительство думало (а может быть и не думало) что делать, в стране нашлись настоящие подвижники, которые собственными силами решили поднять весьма убогую промышленность на качественно новый уровень. Три неравнодушных человека поставили перед собой амбициозную, как сейчас бы сказали, задачу: построить завод, который станет лучшим в мире. 

Кто были те люди, которые обязались "в течение пяти лет построить сталелитейный завод и изготовить на оном стальных, вполне отделанных нарезных артиллерийских орудий, заряжающихся с дула, всего на сумму до одного миллиона рублей"?

Павел Матвеевич Обухов - талантливый инженер-металлург. Разработал двадцать оригинальных сортов стали, каждый из которых превосходил английские и немецкие аналоги.
Николай Иванович Путилов - коллежский советник, чиновник особых поручений Морского министерства. Говоря современным языком, он был государственным топ-менеджером, который занимался организацией различных производств.

Сергей Галактионович Кудрявцев - купец I гильдии, коммерции советник. Фактически на его купеческие деньги завод и был построен.

У нас сейчас очень много говорится о реиндустриализации России, страны, в которой полно олигархов, в сравнении с которыми купец Кудрявцев - просто нищий человек. И если люди, похожие по инженерному и организаторскому таланту на Обухова и Путилова,  пока еще встречаются, то таких как Кудрявцев  не видно.  Наверное, среди состоятельных людей все-таки есть те, кто готов вложить свои миллионы и даже миллиарды в дело возрождения промышленной славы России. Но, во-первых, имена их упорно замалчиваются, а во-вторых, нынешнее законодательство просто не дает им развернуться в полную силу и реализовать свои самые смелые проекты.


Мощная РЛС готова к отправке в войска. Фото:Сергей Птичкин/ РГ

Увы, и в той России, "которую мы потеряли", не все у подвижников шло гладко. И Кудрявцев, и Обухов просто надорвались на строительстве, на поиске дополнительных денег и ушли из жизни еще до того, как завод заработал. После смерти Обухова в 1869 году, Путилов, у которого отношения с партнерами по Товариществу тоже расстроились, тем не менее, ценя вклад инженера Обухова в развитие отечественной металлургии, добился присвоения еще строящемуся заводу его имени.

1 февраля 1886 года, когда в живых не осталось ни одного из основателей завода, император Александр III своим высочайшим указом повелел выкупить все акции у тогдашних владельцев и передать управление Обуховским сталелитейным заводом в казну. С того дня и на протяжении всего ХХ века одно из крупнейших в мире металлургических и машиностроительных предприятий было государственным. 

На заводе уже сто двадцать лет назад наладили выпуск прекрасных артиллерийских орудий, в том числе самого большого калибра для  линейных кораблей отечественного ВМФ, а также броневых листов, которыми обшивались крейсера и линкоры. Обуховская сталь даже поставлялась в Великобританию и Германию, где очень ценилась за высокое качество. Помимо, можно сказать, циклопических изделий военного назначения на заводе производили хирургический, чертежный и слесарный инструмент. А с 1905 года освоили выпуск сложных оптических систем.

В 1908 году указом императора Николая II  за вклад в развитие Морского флота России Обуховскому заводу, наряду с тремя другими, вручили собственный штандарт. Он представлял бело-сине-красное полотнище, в центре которого на синем фоне большими белыми буквами значилось: "О. З.".

К 1913 году предприятие стало одним из крупнейших в мире, являясь главным конкурентом немецких заводов Круппа и английских Армстронга. На "Обуховском сталелитейном заводе" изготавливалось более девяноста процентов вооружения для ВМФ и более пятидесяти процентов для сухопутных войск. Работали там более десяти тысяч высококвалифицированных рабочих, инженеров и конструкторов. Месторасположение было на редкость удачным - имелись хорошие выходы к портовым сооружениям, к железной и шоссейной дорогам. Находясь на далекой окраине Санкт-Петербурга, огромное предприятие никак не портило самобытного лица тогдашней столицы империи.

Революция и Гражданская война не лучшим образом сказались на заводе. Технологические линии не обновлялись. Многие ценные специалисты либо погибли, либо эмигрировали.  Три года завод вообще не работал. Однако при установлении стабильной советской власти крупнейшему отечественному предприятию уделили особое внимание. Его переименовали в "Большевик" и вложили огромные средства в воссоздание производства и полную модернизацию.

К восьмидесятым годам прошлого века завод выпускал широчайшую номенклатуру самых различных изделий. От тончайших и точнейших инструментов до самых мощных корабельных орудий и пусковых установок стратегических ракет, стартовых систем космических ракет, оборудования ядерных реакторов и много многого другого. Работало на предприятии, занимавшем десятки гектаров, более тридцати тысяч человек.

По-прежнему большая часть продукции завода изготавливалась в интересах ВМФ. Можно сказать, не было бы завода, который в конце XIX века заложило и построило Товарищество на паях "П.М. Обухов, Н.И. Путилов, С.Г. Кудрявцев", не было бы ни в России, ни в СССР Военно-морского флота - всегда современного для своего времени.

В 1992 году заводу "Большевик" вернули дореволюционное имя, появилось предприятие "Государственный Обуховский завод" (ГОЗ). Но при этом были обнулены все госзаказы огромному предприятию, которое всю свою историю работало только на государство. В 1990-х годах один из крупнейших в мире оборонных заводов стоял и ветшал.


Современный токарь, скорее – программист. Фото:Сергей Птичкан/ РГ

К началу XXI века от былого промышленного величия остались лишь старые стены, старые технологии, количество работающих сократилось в десять раз, в основном это были люди преклонного возраста.

Перемены начались совсем недавно, когда остатки, а можно сказать - почти руины, "Государственного Обуховского Завода" включили в состав концерна ПВО "Алмаз-Антей". Соответственно изменился состав продуктового ряда. Если раньше на первом месте стояло морское вооружение, то сейчас - противовоздушной. Впрочем, в этом есть даже какая-то положительная мистика.

В XIX веке предприятие задумывали и строили для производства средств огневой защиты кораблей в океане и линий береговой обороны. А в XXI веке оно стало производить боевые средства для защиты не водных акваторий, а воздушного океана над Россией, точнее - воздушно-космического, хотя и морская тематика осталась. Можно сказать, обновленное предприятие стало хозяином двух океанов: водного и воздушного.

Принято радикальное решение: на части территорий, относившихся к Обуховскому заводу, создать принципиально новую промышленную площадку - Северо-Западный региональный центр концерна ПВО "Алмаз-Антей". Саму территорию значительно сократить, старые корпуса снести.

В состав Северо-Западного регионального центра - это не военная тайна - вошли: Российский институт радионавигации и времени, Всероссийский институт радиоаппаратуры, КБ специального машиностроения, завод радиотехнического оборудования и собственно Обуховский завод.

Работы по созданию обновленного "ГОЗ Обуховский завод" начались лишь в 2010 году, но за минувшие два с половиной года сделано немало.

Сейчас полным ходом идет строительство новых корпусов. Практически завершен перевод завода радиотехнического оборудования. Он производит сложные антенные комплексы для систем С-300, С-400, будет выпускать различные радары и пусковые комплексы для С-500. По словам специалистов, которые трудятся на заводе более двадцати лет, то, что было раньше и что стало сейчас - земля и небо. Работать стало физически легче и намного интереснее, да и зарплата становится вполне достойной. Основным видом деятельности обновленного Обуховского завода станет производство компонентов зенитно-ракетных комплексов, а также систем противовоздушной и противокосмической обороны нового поколения. Причем, эти системы будут устанавливать как на земле, так и размещать на кораблях ВМФ.

Предприятия нового промышленного центра насыщаются самым современным технологическим оборудованием, но сборка антенн для комплексов С-300 и С-400 идет вручную. Никакой робот-автомат не сравниться с чуткостью женских рук. Вообще, увидеть технологию сборки огромных антенных фазированных решеток - большая журналистская удача. Производственные тайны всегда были самыми охраняемыми. Ручная сборка, показанная представителям СМИ, это не свидетельство отсталости, а свидетельство высочайшего качества работ, когда каждая точка пайки проводится и контролируется опытным специалистом.

Павел Матвеевич Обухов, Николай Иванович Путилов и Сергей Галактионович Кудрявцев, наверное, были бы довольны, что дело их жизни, начатое в конце XIX века, не прервалось в конце ХХ и получило новое наполнение в начале XXI. 

Непростое это дело - поднимать технологическую мощь России на качественно новый уровень, вести ее реиндустриализацию. Но дело движется, тяжело, но оно идет. И то, что происходит сегодня на территории Обуховского завода в Санкт-Петербурге, наглядное тому подтверждение.

Кстати, в середине июня на Обуховском заводе побывал Президент России Владимир Путин. Он имел возможность лично оценить уровень технологического обновления старейшего отечественного предприятия.  И оценил, насколько известно, весьма положительно.