По словам вице-президента Объединенной судостроительной корпорации Игоря Пономарева, подтверждением тому, что Россия возвращает мировые позиции в судостроении, стал приезд на МВМС-2013 рекордного количества зарубежных судостроительных чиновников и технических специалистов среднего звена. Известно, именно среднее звено определяет вектор принятия высших политических решений. И нам было, что показать специалистам-практикам.
В России после почти двадцатипятилетнего простоя возобновляется строительство скоростных судов на подводных крыльях. Наша страна - единственная в мире, где владеют секретами проектирования и производства таких судов. "Комета-120М", которую буквально на днях должны заложить в Рыбинске, относится к судам на подводных крыльях нового поколения, в которых широко использованы ноу-хау, применявшиеся раньше лишь в авиастроении.
Определен головной системный интегратор по "Мистралю" с точки зрения установки на нем российского оборудования. Это предприятие "Агат". Поскольку на вертолетоносце установят как французские, так и российские системы управления, предстоит решить непростую задачу их адаптации друг к другу. Задача, как заявил гендиректор и генконструктор корпорации "Моринформсистемы-Агат" Георгий Анцев, будет решена. Вообще, система информационного обеспечения отечественных боевых кораблей и гражданских судов - одна из лучших в мире. И это тоже открытие МВМС-2013.
Корвет "Бойкий", вошедший в состав ВМФ в мае, - единственный в мире боевой корабль, имеющий надстройку, выполненную целиком из композитов, да еще в едином коконе. Корвет практически не видим в радиолокационном диапазоне. А его мощное вооружение позволяет вступать в схватку даже с фрегатами и крейсерами.
В военном и гражданском судостроении композиты применяются широко, и наша страна - не в аутсайдерах. А вот в авиастроении мы отставали. Больше не будем. В субботу в Казани состоялось торжественное открытие завода по производству композиционных материалов и профилей для воздушных судов. Для нас это - прорыв века.