Новости

08.07.2013 00:26
Рубрика: Культура

Игра в театр

Текст: Андрей Максимов (писатель, член Академии Российского телевидения)
Новые времена чего-то так быстро наступают, что не успел очухаться, а они уже - пожалуйста - тут, наступили.

Спокойно, - я про театр.

Оказывается, нынче, чтобы стать руководителем театра, надо написать красивую концепцию. Это раньше, в плохие, недемократические времена, чтобы возглавить театр какому-нибудь Товстоногову, Захарову или Хомскому, надо было поставить спектакли, чтобы их заметили, - нынче лишнее это все. Нынче все решает концепция. Потому что московский департамент культуры верит, что режиссер напишет концепцию и станет другим человеком. То есть, если с одной стороны жизнь человека в искусстве, а с другой - концепция, то концепция перевешивает, поверят именно ей. Ну, потому что новые времена.

Департамент культуры объявил конкурс на замещение вакантных должностей в театре Станиславского и в "Центре драматургии и режиссуры". Я, как и многие другие, узнал об этом конкурсе в связи с тем, что объявили его итоги. Ну, так получилось, что итоги объявили гораздо громче, нежели сам конкурс. Почему-то...

Прошлый худрук театра имени Станиславского народный артист России Валерий Белякович был назначен на свою должность год назад. Узнав о конкурсе, сам написал заявление об уходе.

То есть, так получается, что его назначение было ошибкой. Белякович переносил на сцену театра Станиславского свои спектакли из Театра на Юго-Западе. Мне лично такой подход к театральному делу не нравится, но это мое личное дело. У нас ведь после снятия худрука театра Гоголя появился критерий работы худрука: посещаемость. Ходит народ - хорошо работает театр, не ходит - плохо.

Про посещаемость театра Станиславского никто не рассказывает. Я слышал, как актеры говорили, что посещаемость выросла. Если это так - за что сняли Беляковича? Гоголь, конечно, сильно отличается от Станиславского - кто бы спорил, но разве критерии назначения худруков в том и другом коллективах тоже должны сильно разниться?

Итак, не то, чтобы скрытно, но, особенно не рекламируя, объявили конкурс. Судьи - кто? Критики, некоторые из которых, надо сказать, из судей ушли - не понравилась им эта затея.

Почему критики, собственно? Критики - это люди, которые приходят в театр не для того, чтобы получать удовольствие, а для того, чтобы оценивать увиденное. Хорошо. Пусть будут и такие люди. Но почему нет среди судей других режиссеров или руководителей театров: людей, которые на собственной шкуре знают, как театром руководить? И самое главное: почему нет зрителей? Почему можно сделать очень авторитетную театральную премию - "Хрустальную Турандот" - в жюри которой будут только зрители, а решать, что мне, зрителю, смотреть в театрах, почему-то должны критики и чиновники...

В результате победила концепция Бориса Юхананова, который хочет восстанавливать по записям Станиславского некоторые его спектакли, а так же развлекать зрителя по ночам перфомансами и иными развлечениями.

Борис Юхананов - абсолютно определенный режиссер, экспериментатор. Только что поставил спектакль, который идет не то 8, не то 10 часов. Театр имени Станиславского - тоже очень определенный театр, находящийся на нашем Бродвее, имеющий совершенно определенную труппу, в которой есть очень хорошие актеры, привыкшие к совершенно определенному существованию.

Спросите любого человека, хоть немного любящего театр, и он вам скажет, что очень талантливый человек Юхананов никак не совмещается с театром Станиславского. Всем это очевидно, а департаменту культуры и самому Юхананову - нет? Не может быть. Но они ж на что-то надеются... Или нет? Что ж это за открытый конкурс, результаты которого абсолютно непонятны и необъяснимы?

"Центр драматургии и режиссуры" возглавит известный андеграундный режиссер Клим. Человек-одиночка в нашем театральном процессе, написавший, наверное, тоже очень убедительную концепцию. Другие режиссеры, участвующие в конкурсе, которые, скажем, много ставили в ЦДР и вообще много ставили, написали менее убедительно. Их и не взяли.

В ЦДР, говорят, раздрай, коллектив поделен на группировки. Теперь придет, безусловно, талантливый, но всегда воспринимающийся как немного "не от мира сего" режиссер и все успокоит? Чего вдруг? Но, опять же, департамент культуры и режиссер на что-то надеяться... На что? - дайте ответ. Не дают ответа.

В данном случае, я - просто театральный зритель. Я шапочно знаком с Юханановым и вовсе не знаю Клима. Но произошедшая ситуация меня удивляет своей очевидной нелогичностью. Какая-то игра в театр получается...

Вроде, провели конкурс... Но критерии не ясны, и жюри не понятно... Вроде, за все, что будет дальше, отвечает жюри конкурса, но решение принимает департамент культуры...

Честно и абсолютно субъективно говоря, меня удивляет сам подход. И Юхананов, и Клим давно работают в театре. Уже всем известны и их принципы работы, и сами их постановки, и их взгляд на театр. Извините за банальность (но банальность, это ведь - абсолютная правда): в искусстве все решает личность. Кто и почему решил, что придуманная и написанная концепция важней всего того опыта, который стоит за плечами режиссеров? И нашего зрительского опыта, который мы получили, глядя на их работы?

Если честно, то по результатам конкурса более всего жаль людей, которые работают в этих театрах.

Впрочем, жалость - несовременное чувство. Неконцептуальное.

Культура Театр Филиалы РГ Столица ЦФО Москва Колонка Андрея Максимова