Наиболее позитивный прогноз наблюдается в секторе энергетики, коммунального хозяйства и горнодобывающей промышленности и в секторе транспорта и логистики. Здесь ожидают значительного увеличения капитальных затрат, превышающего 30%. Российский бизнес позитивно оценивает перспективы инфраструктурных проектов: 65% участников опроса ожидают увеличения объема инвестиций в такие проекты, а более трети считают, что увеличение будет значительным.
Вместе с тем участники опроса отчетливо понимают, что в этой сфере существуют потенциальные сложности, в частности отставание по срокам выполнения проектов и перерасход средств, ставший распространенным явлением. Согласно исследованию инвесторы, реализующие крупные инфраструктурные проекты в РФ, в качестве самых сложных внутренних проблем чаще всего указывают управление проектом (руководство проектом и надзор за выполнением проекта) и процесс принятия решений.
- Основными внутренними проблемами являются управленческие вопросы. Это особенно усложняется, когда крупные проекты реализуются консорциумами инвесторов. В России культура принятия решений и контроля в таких ситуациях очень слаба. Хотя в мире такой вариант реализации инфраструктурных проектов очень популярен. Но в целом внутренние сложности - не самые главные. Гораздо большими проблемами являются несовершенство российской судебной системы и политические риски на региональном и муниципальном уровнях. Особенно это важно в проектах ГЧП, где высока вероятность возникновения спорных моментов. А их очень сложно решать в такой ситуации, - полагает председатель подкомитета РСПП по инновационной инфраструктуре и высоким технологиям Моисей Фурщик.
Ряд участников опроса по-прежнему считает, что использоание механизма ГЧП осложняет реализацию проектов или делает их более дорогостоящими.
- Такое мнение, возможно, связано с тем, что совокупные затраты бюджета на проекты ГЧП зачастую действительно больше, чем при расчетах с подрядчиками в рамках госзаказа. Во-первых, подготовка конкурса и контрактной документации в рамках ГЧП требуют значительного времени и услуг дорогостоящих специалистов. Во-вторых, если проект ГЧП некоммерческий, то государство рассчитывается с инвестором в длительную рассрочку и принимает на себя ряд проектных рисков, - поясняет Анастасия Давыдова, юрист практики по инфраструктуре и проектам ГЧП компании "Герберт Смит Фрихилз". - В результате проект становится более дорогим для бюджета.
Однако сравнивая экономику ГЧП и госзакупок, следует принимать во внимание не только общий объем бюджетных инвестиций. Нельзя забывать и о том, что ГЧП позволяет построить социально-значимый проект даже в условиях полного отсутствия на это бюджетных средств (когда расчеты с инвестором предполагаются на этапе эксплуатации).
- Процесс принятия решений о запуске проекта действительно непростой, но эта сложность вызвана объективными причинами - решение принимает публично-правовое образование, практика ГЧП лишь набирает обороты и обкатывает новые схемы, которые пока еще не приняли характер стандарта. Длительность принятия решения также вызвана тем, что по сути решение о запуске ГЧП-проекта должно сформулировать такие условия, которые будут приемлемы инвесторам - несостоявшиеся конкурсы никому не нужны. Значит, принятию формального решения предшествует длительный процесс согласования коммерческих условий проекта - такой подход характерен не только для России и свидетельствует о более зрелой стадии развития экономических отношений в этой сфере, - добавляет Андрей Новаковский, партнер, руководитель ГЧП практики "Линии права".
Финансирование инфраструктурных проектов в России является, по мнению респондентов, приоритетной задачей. Они сообщили, что финансовые трудности затронули 70% проектов, в том числе 15% проектов были отменены полностью. Обеспечение финансирования было отмечено в качестве основной проблемы внешнего характера, при этом привлечение частного финансирования играет решающую роль: 40% респондентов воспринимают значение внешнего финансирования за счет частного сектора как чрезвычайно важное для инфраструктурных проектов. 95% участников опроса ожидают, что их проекты будут, по крайней мере частично, финансироваться частным сектором. В качестве значительных проблем внешнего характера помимо финансирования бизнес отмечает нормативные изменения. Нормативное регулирование ГЧП пока действительно недостаточно, продолжает Андрей Новаковский:
- Но тут есть большие подвижки - принят закон о концессии в сфере ЖКХ, на рассмотрении в Госдуме законопроект о ГЧП, проходит межведомственное согласование законопроект, существенно расширяющий возможности концессии, подготовленный минэкономразвития. Чего пока остро не хватает - внимания законодателя к расширению возможностей использования инструментов фондового рынка в этой сфере, речь прежде всего об инфраструктурных облигациях.