Сергей Алин, старший аналитик ИГ "Норд-Капитал"
В апреле курс доллара хоть вырос и незначительно (чего нельзя сказать о "европейце"), однако внутри месяца его изрядно "помотало". Банк России даже был вынужден осуществлять валютные интервенции, в этот раз уже продавая валюту в поддержку рубля. Именно в апреле на валютный рынок пришла повышенная волатильность. Не на руку национальной валюте играла пугающая инвесторов нефть, стоимость которой во второй декаде месяца опускалась почти до $97 за баррель - ниже важного психологического уровня. Рынкам капитала также недоставало стабильности. Не на стороне рубля были и локальные факторы. Во-первых, многие усмотрели в действиях отечественного Центробанка, который провел свое заседание ранее обычного, понизив при этом ряд второстепенных процентных ставок, намеки на дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики. Для рубля это означает частичную потерю поддержки со стороны процентных ставок, что в моменте и было отыграно спекулянтами. Позже влияние данного фактора стало уже не столь сильным, так как вновь ускорившаяся инфляция значительно понизила вероятность получения весомых стимулов со стороны регулятора. Кипрскую же тему быстро удалось замять, а новых передряг на евроарене не наблюдалось, что обеспечило единой европейской валюте хорошую поддержку на протяжении всего квартала.
В мае понижательные настроения нашли продолжение. Львиную долю месяца волатильность была заметно ниже, нежели в апреле, напряжение резко возросло лишь в конце месяца. Негативные импульсы посылали рынки капитала, также не переставали инвесторы беспокоиться и за дальнейшую судьбу нефти. В частности, негативным образом на рыночных настроениях сказывались ожидания сокращения стимулов от ФРС США.
Локальные факторы оказывали меньшее влияние на курсообразование, их поддержка не смогла пересилить внешний негатив. Стоимость заимствований была высока: среднемесячное значение индикативной Mosprime по кредитам "овернайт" составило 6.50% против апрельских 6.30%. Интересно также то, что мы наблюдали стабильно высокие ставки на протяжении всего месяца, независимо от налогового периода. Они почти не менялись. То есть определенная поддержка со стороны процентных ставок у национальной валюты имелась, но ее в итоге оказалось недостаточно.
Не принес рублю победы над "американцем" и "европейцем" и июнь. Месяц ознаменовался нелюбовью инвесторов к активам развивающихся стран. В частности, рынок вновь впал в сомнения относительно прочности программы QE. Было сказано о том, что программу могут начать сворачивать в текущем году, полностью прекратив ее к середине следующего года. Пошатнулись позиции даже таких защитных активов, как американские и немецкие гособлигации, доходность которых значительно выросла. Такая общемировая нестабильность в результате и играла на нервах рубля. Было еще одно очень красочное событие локального масштаба, которое подлило масла в огонь, - спекуляции на тему грядущей девальвации рубля. Об этом поведал министр финансов Антон Силуанов, сказавший о том, что в августе минфин совершит целевые покупки валюты в Резервный фонд. Тема получила широкую огласку в СМИ, активно отыгрывалась спекулянтами.
Что касается перспектив рубля в следующем квартале, то в текущий момент сформировалось больше предпосылок к его ослаблению. Перечислим наиболее значимые из них. Во-первых, нервозность с глобальных рынков может никуда не уйти. В пользу данного фактора говорят риски сворачивания QE. Подобные вещи сказываются, в частности, и на настроении "черного золота". Во-вторых, в 3-м квартале высока вероятность смягчения денежно-кредитной политики Центробанком (ставку рефинансирования могут снизить на 0.25-0.50 п.п.). Это означает потерю рублем поддержки со стороны процентных ставок, а это хорошая тема для спекуляций.
В 3-м квартале предпосылки к понижению процентных ставок могут стать более явными, такое решение уже не будет выглядеть как резкая смена курса. Сергей Игнатьев начал издалека, понижая второстепенные "длинные" ставки заимствования, Эльвира Набиуллина может продолжить стимулирование в более ощутимом виде. К этим предпосылкам мы прежде всего относим ожидания замедления инфляции в 3-м квартале. Как уже упоминалось, в 2013 году власти планируют ограничить рост тарифов на услуги естественных монополий. Экс-главе минэкономразвития, как мы видим, помогают сами власти, а это немаловажный фактор. В связи с этим возрастет и давление на регулятор с логичным вопросом: "Мы даже тарифы специально пересмотрели, где же ответная реакция в виде смягчения денежно-кредитной политики?" Также будет оказывать влияние и фактор сезонности/урожайности. Во-первых, в летний период традиционно идет удешевление плодоовощной продукции и ряда других продуктовых компонент. Также минсельхоз и аналитики ожидают хорошего урожая зерновых, что будет оказывать положительное влияние на продовольственную инфляцию и осенью. Это позволит Эльвире Набиуллиной начать снижать ставки уже в первые месяцы на новом посту. В целом я ожидаю их умеренного снижения в 3-м квартале в пределах от 0.25 до 0.50 п.п. (в последнем случае не сразу, а в два этапа). К такому шагу, в принципе, могут прибегнуть уже в июле. К нему подоспеют окончательные данные по июньской инфляции (минэкономразвития, кстати, улучшило свой прогноз до 0.4-0.5% за месяц с предыдущих 0.5-0.6%), а также от июля априори будут ждать замедления инфляции ввиду пересмотра тарифов на услуги естественных монополий. Сергей Игнатьев ожидает замедления годовой инфляции в июне до 7%, прогнозируя при этом, что уже к 4-му кварталу она войдет в целевой диапазон Центробанка - 5-6%.
Также в будущем вновь могут активизироваться страхи относительно возможной девальвации рубля в августе. В российской экономике дела сейчас обстоят далеко не лучшим образом, искусственное ослабление рубля призвано поддержать ее. Мы довольно скептически относимся к действенности такого механизма, но, как бы там ни было, реальное упоминание министром финансов возможности применения подобного механизма заставляет лишний раз задуматься.