На первом месте были и остаются документы - учредительные, доверенности и договоры. Будьте начеку: все, что не было зафиксировано на бумаге или в электронном виде, может быть использовано против вас. Причем желательно иметь эти документы в своем досье, чтобы при необходимости предъявить их как доказательства. Справедливости ради приходится отмечать, что у мошенников документы всегда в порядке, но самые важные доказательства они никогда не оставляют в руках своих жертв.
Важное значение имеет также и переписка, которая, как правило, предшествует заключению договора и сопровождает его до момента исполнения. Чаще всего обращения происходят в форме электронных писем, направляемых работниками компаний друг другу. При наличии удостоверенных электронных подписей стороны могут заключить договор в электронном виде, поскольку п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ допускает такой способ заключения договора. В отличие от таких электронных документов электронные письма и информация с сайта контрагента, как правило, не имеют электронной подписи, позволяющей с достаточной степенью достоверности убедиться в том, что это сообщение было написано конкретным человеком и никем не исправлялось. Однако это вовсе не мешает сохранять скриншоты, ведь такие документы согласно ч. 3 ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ допускаются в качестве письменных доказательств.
К сожалению, четких правил и критериев для выбора одного исполнителя из множества подобных не существует, а потому каждому бизнесмену приходится опираться лишь на собственный опыт и рекомендации коллег. При этом всегда следует обращать внимание на поведение представителя новой компании: нередко мошенники создают нервозную ситуацию, чтобы в спешке покупатель не заметил подвоха. Если вас настойчиво торопят с заключением сделки или перечислением предоплаты, хотя ваши действия в этом направлении не отличаются медлительностью, следует насторожиться.
Приходится также обращать внимание на обстоятельства, которые налоговые органы называют "признаками однодневности" - отсутствие офиса, штата, имущества, собственного сайта, мало контактов и др. Эти признаки сами по себе не означают, что открывшаяся буквально на днях фирма непременно закроется через несколько месяцев. На самом деле все перечисленное характерно для любой новорожденной компании, но только на первое время. В любом случае следует отдавать себе отчет: сможете ли вы найти исполнителя, если у него нет офиса, а также сможет ли он своевременно и качественно исполнить договор, если на момент заключения сделки у него совершенно ничего нет?!
Если компания, претендующая на заключение сделки, уже не новичок в своем деле, то у нее должна быть какая-то история, сложившаяся из отношений с предыдущими клиентами. Многое могут сказать отзывы, особенно если это не только те восторженные отклики, которые компания сама разместила на своем сайте (хотя у некоторых можно там же найти и критические замечания покупателей, что выглядит объективнее). Для продавцов товаров народного потребления и компаний, оказывающих бытовые услуги, достаточно информативным является сервис рыночного обзора группы Яндекс, для организаций сферы B2B подобным источником в скором времени обещает стать сервис Гильдии надежного бизнеса.
Хорошим признаком добросовестности служат награды компании - знаки качества, сертификаты о соответствии профессиональным стандартам, дипломы с выставок и т. п. Однако и здесь иногда можно столкнуться с обманом, поскольку ничего не стоит подделать сертификат или напечатать диплом от имени несуществующей организации. Все государственные учреждения и некоммерческие объединения обычно ведут реестр компаний, которым были выданы подобные документы, поэтому проверить их действительность довольно легко.
Несмотря на то, что платить подрядчикам и исполнителям по договору должны вы сами, проверить их платежеспособность все-таки тоже не помешает. Если результат работ окажется некачественным или в процессе их выполнения будут грубо нарушены права третьих лиц, то предусмотреть обязанность возмещения причиненных вам этими обстоятельствами убытков явно недостаточно. Надо бы убедиться в наличии реальной возможности контрагента это сделать. Одним из простейших способов такой проверки является поиск наименования компании в реестрах предприятий, находящихся в стадии банкротства или ликвидации, в списках должников на сайте Федеральной службы судебных приставов, в базах судебных органов в качестве ответчика, в реестре недобросовестных поставщиков госзаказа.
Также следует обратить внимание на просьбу контрагента рассчитаться с ним не напрямую через расчетный счет, а при помощи цепочки взаимозачетов или, например, перевода векселя. Чужие долги могут оказаться ненастоящими.
А еще помочь в проверке контрагента может... налоговая инспекция. Уплата налогов - не самая приятная, но необходимая обязанность для всякого добросовестного бизнеса. Однако долгое время ФНС и минфин стояли на том, что информация об уплате кем-либо налогов является налоговой тайной и потому не подлежит разглашению. Это весьма странно, поскольку именно эти государственные службы самым непосредственным образом заинтересованы в полноте и своевременности уплаты налогов, а информация о долгах наверняка скажется на деловой репутации компании-должника. И самое главное - в Налоговом кодексе РФ такие сведения как содержащие налоговую тайну прямо не упоминаются, в связи с чем суды признавали множество отказов в предоставлении информации необоснованными. Но все изменяется: минфин под давлением многочисленных судебных решений в письме N 03-02-07/1/17050 от 16.05.2013 изменил свою позицию на прямо противоположную. Теперь информация об уплате налогов не признается тайной, и потому налоговые органы обязаны информировать налогоплательщиков по их запросам о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств. Тем более что такая информация действительно необходима каждому налогоплательщику для проявления осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.