Такой подход позволит самому западному российскому региону избежать множества проблем, с которыми столкнулась Польша после Евро-2012. Практически все современные польские стадионы, построенные к чемпионату Европы по футболу, не смогли выйти на самоокупаемость. Бремя регулярных расходов по их содержанию легло на бюджет.
Вопросы организации масштабного футбольного мероприятия представители органов власти и предприниматели Калининградской области и Польши обсудили в рамках экономического форума "Польша - Россия: от чемпионата Европы к чемпионату мира по футболу".
- Мы готовы поделиться не только позитивным опытом, который наша страна приобрела в рамках проведения Евро-2012, - заявил заместитель министра экономики Республики Польша Анджей Дыха. - Мы готовы рассказать о ситуациях, когда наши амбиции разошлись с действительностью.
По словам Анджея Дыха, ЧМ-2018 - огромный шанс для Калининградской области и Калининграда с точки зрения экономического и инфраструктурного развития.
- В ближайшее время в ваш регион поступят очень большие деньги из федерального бюджета, - отметил замглавы польского министерства экономики. - И мой совет калининградским властям - подумать не только о том, как наилучшим образом провести и организовать спортивные мероприятия, но и о том, как можно будет использовать созданную инфраструктуру после проведения чемпионата.
Заместитель председателя правительства Калининградской области Александр Рольбинов заверил: концепция строительства стадиона в Калининграде в первую очередь основывается на том, что будет после ЧМ. По завершении трехнедельного футбольного праздника часть посадочных мест "Балтийской арены" будет демонтирована. Поле с натуральным газоном, требующим значительных расходов по содержанию и эксплуатации, реконструируют, на его месте появится искусственное покрытие. А сам футбольный стадион превратится в многофункциональный спортивный и культурный комплекс, где будут проходить концерты, мотокроссы, ледовые шоу.
- Стадион будет полностью перекрыт кровлей, что создаст внутри сооружения тепловой контур и позволит использовать его круглогодично, - подчеркнул Александр Рольбинов. - Спорткомплекс на 45 тысяч посадочных мест Калининграду требуется не каждый год, поэтому после демонтажа останется не больше 30 тысяч мест. Мы проанализировали опыт польских стадионов, расходы на содержание которых сейчас несет бюджет. И пришли к выводу, что необходимо не только нивелировать бюджетные траты, но и переложить обязанности по эксплуатации стадиона на плечи профессиональных операторов. В правительство Калининградской области уже поступали предложения от потенциальных инвесторов, готовых реконструировать стадион после ЧМ, а потом в течение 25 лет управлять спортивным комплексом.
Со стороны бизнеса участниками российско-польской конференции стали представители нескольких десятков польских компаний, которые специализируются на проектировании и строительстве спортивных и инфраструктурных объектов, производстве стройматериалов, спортивного оборудования и инвентаря. Предприниматели имели конкретные цели: найти на форуме российских партнеров и стать участниками масштабной стройки, в которую эксклав превратится в ближайшие годы.
- До 2018 года в Калининградской области будет построено огромное количество объектов - спортивных, туристических, инфраструктурных. И есть опасения, что возможности строительного комплекса региона не смогут быть сконцентрированы в нужное время и в нужном объеме, - пояснил Александр Рольбинов. - Поэтому опыт Польши, где работает множество промышленных предприятий с мировым именем, очень важен для нас. Тем более что Евро-2012, по оценке экспертов УЕФА, прошел на наивысшем уровне.
Уже сейчас крупный польский инвестор - компания, которая построила под Гданьском тренировочную базу для сборной Германии, - готов за свои деньги возвести подобную спортивную базу в эксклаве. Под строительство объекта региональные власти выделяют инвестору землю в поселке Родники.
Всего в программу подготовки к ЧМ-2018 внесены две тренировочные базы, которые гарантированно появятся на территории области, - в Родниках и в курортном городе Светлогорске. Однако не исключено, что таких баз будет больше.
В частности, рассматривается вопрос строительства тренировочного комплекса на площадке "Автотора" - калининградского производителя автомобилей. Как пояснил Александр Рольбинов, в региональное правительство поступают заявки от команд многих европейских стран, которые хотели бы тренироваться как можно ближе к дому, то есть на территории самого западного российского региона.
Чтобы обеспечить всем футболистам и болельщикам комфортное пересечение границы, в эксклаве, окруженном Польшей, Литвой и Балтийским морем, разработали программу по реконструкции и строительству пунктов пропуска. На российско-литовском направлении, к примеру, появится новый автомобильный пограничный переход Дубки - Рамбинас.
- Сейчас правительство области за счет собственных средств завершает строительство обхода города Советска, - продолжает Александр Рольбинов. - В этом году приступим к непосредственному строительству мостового сооружения через реку Неман, по которому будет проходить граница.
На российско-польском направлении завершается проектирование автодороги, которая свяжет пункт пропуска Гусев - Голдап с федеральной трассой в обход города Гусева. Кроме того, в этом году начнется реконструкция "берлинки" - дороги, ведущей к пункту пропуска Мамоново II - Гжехотки. Пока часть важного транспортного коридора составляют железобетонные плиты, которые укладывали немцы еще до войны.
Пропускная способность главных воздушных ворот области - аэропорта Храброво - к 2017 году должна увеличиться до пяти-шести миллионов пассажиров в год, что полностью соответствует требованиям, которые установила для региона ФИФА. Новый собственник аэропорта уже ведет активные работы по модернизации аэровокзального комплекса. Параллельно региональные власти приступили к проектированию реконструкции взлетно-посадочной полосы. Ее протяженность к 2016 году увеличится с 2500 метров до 3350 метров, что позволит аэропорту принимать все типы современных пассажирских воздушных судов.
Кстати
Недавно на месте строительства калининградского стадиона - на острове Октябрьском между двумя рукавами реки Преголи - завершились геологические изыскания. Исследования показали, что никаких проблем с грунтами при возведении масштабного спортивного объекта возникнуть не должно.
Это известие должно успокоить представителей калининградской общественности, которые предлагали отказаться от строительства стадиона на илистых почвах острова. На подобных грунтах, подчеркнул Александр Рольбинов, строились московские "Лужники", стадионы в Казани, Ростове-на-Дону, поэтому Калининград в этом плане не уникален.