Это только на первый взгляд проблема кажется пустяковой - подумаешь, снимают с твоего телефонного счета неизвестно за что двадцать рублей. Или досаждают предложением скачать мелодию. Или пугают сообщением, что банковская карта заблокирована и надо набрать заветный номер, чтобы... На самом деле масштаб проблемы оказался огромным и рос по мере того, как страна - и стар, и млад - обзаводилась мобильной связью. И сейчас, по данным экспертов, каждый год при помощи различных уловок, и по сути незаконно, со счетов абонентов списывается более 10 миллиардов рублей. Тысячи абонентов, пострадавших от SМS-мошенничества ежегодно обращаются к операторам связи или в правоохранительные органы. Но если приплюсовать к ним тех, кто по поводу пропавших со счета денег не делал никаких заявлений, речь может идти о миллионах пострадавших. Как правило, мошенники выбирают самую незащищенную и доверчивую часть населения - детей и пожилых граждан. У них далеко не всегда есть возможность получить подробную и достоверную информацию о навязанной им услуге. И понять, что на самом деле она им несет. Вот и набирает какая-нибудь пенсионерка короткий номер до изнеможения, чтобы послушать якобы оставленное для нее звуковое сообщение родственника. Пока деньги не закончатся.
Схем и способов, с помощью которых мошенники обманывают абонентов, авторы законодательной инициативы обнаружили "множество": например, предлагается скачать контент, но при этом указывается цена, которая меньше реальной стоимости SMS в 10-15 раз. Или мобильные телефоны пользователей заражаются вирусами, которые без ведома владельца мобильника рассылают сообщения на платные номера. Или под именем абонента мошенники подписываются на скачивание мелодий или прогноз погоды. В последнее время получили большое распространение звонки и сообщения от якобы "групп технической поддержки оператора связи", которые предлагают подключить новые услуги, сменить тариф, оплатить штраф или разблокировать номер. Как отмечают депутаты, в 2012 году "значительно возросло количество жалоб граждан на услуги контент-провайдеров, оказываемых в том числе посредством коротких номеров". Граждане жалуются преимущественно на оказание дополнительных услуг связи, о которых они не просили и без их согласия, без предупреждения о размере платы за них, а также на списание денежных средств за непредоставленные услуги.
Принятый Думой закон, во-первых, дает подробное определение, что такое "контентные услуги". Это вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности. Сюда относится и предоставление абонентам возможности получать на пользовательское оборудование в сетях связи за плату справочную, развлекательную и иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах. Во-вторых, закон обязывает операторов связи подключать дополнительные услуги, технологически неразрывно связанные с услугами подвижной связи и направленные на повышение их потребительской ценности, только при условии создания отдельного лицевого счета, который предназначен исключительно для оплаты таких услуг. И лишь в пределах средств, находящихся на этом специальном лицевом счете. Но даже в этом случае, прежде чем оказывать дополнительную услугу, оператор должен получить согласие абонента. И достоверно установить, что это именно его, абонента, волеизъявление. Но еще до получения согласия на оказание дополнительной услуги оператор связи должен проинформировать абонента о тарифах и содержании той услуги, которая ему предлагается. И сообщить, кто именно ее предоставляет и с какого лицевого счета она будет оплачена.
Если эти условия не будут соблюдены, то контент-услуги, согласно закону, оплате не подлежат. А ответственность перед абонентами за нарушение законных требований при подключении и предоставлении дополнительных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, несут операторы связи. Правда, какой именно будет эта ответственность, в принятом законе не уточняется.
Тем не менее депутаты надеются, что предлагаемые изменения "позволят снизить количество мошеннических действий, связанных с предоставлением абонентам услуг связи с использованием "коротких" SMS-номеров, улучшить качество предоставления услуг связи, сделать более прозрачными договоры между операторами связи и абонентами на предоставление дополнительных услуг". И не ограничат права потребителей. Напротив, "операторы связи с целью привлечения все большего количества абонентов будут стремиться к повышению качества и доступности услуг связи, в том числе платных дополнительных услуг, для различных категорий граждан. По словам одного из авторов инициативы вице-спикера Госдумы Сергея Железняка, "этот закон был очень ожидаем в обществе". "Благодаря новому закону, отметил вице-спикер, - пользователи мобильной связи смогут самостоятельно решать, нужна им предлагаемая услуга или нет".