В ФСИН подтвердили, что Евгении Васильевой разрешили прогулки

Вчера тюремное ведомство официально подтвердило, что фигурантка громкого дела "Оборонсервиса" Евгения Васильева имеет право на трехчасовые прогулки по улицам города. При этом даже за пределами квартиры она остается под постоянным контролем благодаря электронному браслету. Так что волноваться не стоит: она не исчезнет. Не должна.

Особые пояснения потребовались после того, как в Сети появилась фотография, на которой женщина, очень похожая на Евгению Васильеву, гуляет в столице по Столешникову переулку. Общественность заволновалась: не побег ли это? Напомним, суд назначил женщине домашний арест, а местом пребывания определена квартира в доме в Молочном переулке в центре города. Объяснили: не побег. Однако вправе ли арестантка вообще выходить за порог, допустим, чтобы просто погулять? Адвокат Евгении Васильевой сообщил, что да, его подзащитная имеет право ежедневно по три часа гулять на свежем воздухе. Представитель пресс-бюро ФСИН России подтвердил эту информацию. "По условиям ареста, Васильева может гулять три часа в день. Браслет отслеживает время ее прогулок и маршрут передвижения", - сказал журналистам представитель ведомства. Поэтому, увидев Евгению Васильеву на улице и без охраны, волноваться не надо: конвой (в данном случае - электронный) не дремлет.

Домашний арест для нас пока еще новое и непривычное дело. Еще несколько лет назад он применялся в редких случаях, потому что было неясно, кто должен контролировать домашних арестантов. Понятно, что часового к квартире каждого домоседа не сможет приставить ни одно силовое ведомство. Ситуация изменилась в прошлом году, после того, как надзор за домашними арестантами поручили Федеральной службе исполнения наказаний, а сама служба приняла на вооружение так называемые электронные браслеты.

По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в прошлом году суды вынесли уже 2714 решений о назначении домашнего ареста. Это в два раза больше, чем за год до того, и в четыре - чем двумя годами ранее. Процесс, как говорится, пошел: подсудимых все чаще стали одомашнивать. Правда, по сравнению с обычными арестами, доля домашних невелика. Так, в прошлом году обычный арест был назначен почти 133 тысячи раз. Иными словами, на одного отправленного домой арестанта приходилось 49 человек.

Как бы то ни было, по мнению экспертов, в будущем применение домашнего ареста будет расти. Для контроля за арестантами на дому тюремному ведомству разрешается использовать технические средства, например, видеокамеры и электронные браслеты. В теории, ведомство может установить в квартире поднадзорного видеокамеры и микрофоны, и различные датчики. Однако сегодня в основном используются электронные браслеты. Суд, назначая домашний арест, не обязательно запирает человека в четырех стенах. Как сказано в законе, в решении суда указываются условия исполнения домашнего ареста: место, где будет находиться человек, время, в течение которого ему разрешено находиться вне помещения, запреты и ограничения, а также места, которые ему разрешено посещать.

Пока про побеги из-под домашнего ареста ничего не известно. Не стоит недооценивать силу электронного браслета: незаметно ускользнуть из-под его контроля практически невозможно. Кроме домашних арестантов, тюремное ведомство с помощью электронных наручников контролирует осужденных к ограничению свободы. В отличие от домашних арестантов, эти люди уже признаны виновными, однако суд назначил им гуманное наказание - быть на воле, но под присмотром. Были случаи, когда осужденные пытались сорвать браслеты и бежать, но в итоге оказывались в тюрьме. Исчезнуть они не успевали: система поднимала тревогу. Были случаи, когда осужденным приходилось платить десятки тысяч рублей - за порчу браслетов.