"Мы вообще против увеличения количества обязательных видов страхования, - заявил "РГ" замминистра финансов Алексей Моисеев. - И об этом прямо говорится в стратегии развития страхового рынка, которую, надеемся, в ближайшее время утвердит правительство. Наша позиция заключается в том, что решение - нужно ли страховаться от таких рисков - должны принимать сами работники. Добровольно. Не стоит заставлять делать это работодателей".
Законопроект об обязательном страховании сотрудников сейчас проходит общественное обсуждение. Если он будет принят, с 1 января работодатели, включая индивидуальных предпринимателей, обязаны будут страховать всех своих сотрудников, которые проработали на предприятии не меньше шести месяцев.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, при банкротстве конторы работники смогут гарантированно получить зарплату, как минимум, за три полных месяца до того самого момента, когда компания была признана финансово несостоятельной.
Кроме того, им будет выплачена часть зарплаты за четвертый месяц - до того дня, когда решение о банкротстве вынес арбитражный суд. Всю сумму предлагается выплачивать за один раз. Средний размер компенсации, по расчетам Минтруда, составит 84 268 рубля. В 2014 году потенциальных претендентов на страховку в России будет около 200 тысяч человек - это люди, работающие в организациях, в отношении которых начата процедура банкротства, отмечается в финансово-экономическом обосновании к законопроекту. Расходы на выплату компенсаций в 2014 году могут составить 16,9 миллиарда рублей.
Кстати, на заседании специально созданной рабочей группы обсуждается предложение сдвинуть срок выплаты компенсаций на начало процедуры наблюдения. То есть, еще до принятия решения арбитражем. Это может помочь предприятиям снизить общий долг перед кредиторами и выйти из предбанкротного состояния.
Предполагается, что страховщиком будет выступать Фонд социального страхования (ФСС), куда работодатели должны будут отчислять специальные взносы. Размер ставок этих взносов (в законопроекте фигурирует цифра - 0,25 процента от зарплаты) и другие параметры нового вида страхования пока только обсуждаются, подчеркивают в Минтруда.
Сейчас требования работников при банкротстве предприятия удовлетворяются во вторую очередь. Закон делает исключение лишь для тех, кто лишился здоровья на производстве. По словам министра труда Максима Топилина, практика показывает, что часто после завершения конкурсного производства долги по зарплате остаются не погашенными - на это не остается денег. В результате, неминуемо возникают социальные конфликты.
"Поэтому сейчас, по поручению президента, Минтруд прорабатывает вопрос о дополнительных гарантиях для работников. Одной из таких гарантий может быть обязательное социальное страхование на случай утраты заработка при банкротстве", - отмечает Топилин.
Однако идея не нравится не только Минфину, но и, что вполне логично, предпринимателям. Введение нового вида обязательного страхования - это, по сути, очередное повышение страховых взносов, которого ни в коем случае нельзя допустить.
"Тот процент, который работодатели сейчас платят за своих работников, пределен, говорит председатель налогового комитета "Деловой России" Марина Зайкова. - Для большинства представителей малого и среднего бизнеса - это основной налог на труд. В этом плане любое увеличение страховых взносов будет означать уменьшение прибыли. Как следствие у предприятий не останется ресурсов, которые можно направлять на развитие.
"Нужно учитывать, чем все это может закончиться. Часть предпринимателей умрут или уйдут в тень. Часть предпочтут искать более подходящие условия работы в "дружественных юрисдикциях", в числе которых Казахстан, с которым у России единая таможенная территория. В итоге никто от этого все равно ничего не выиграет", - резюмирует Зайкова.
Председатель Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Сергей Вострецов признает, что проблема выплаты зарплаты при банкротстве есть. Но считает, что решать ее нужно не введением нового вида обязательного страхования, а изменениями в законе о банкротстве, которые бы поставили работников в число кредиторов первой очереди. "Как вариант, можно было бы ввести добровольное страхование, но рынок пока недостаточно развит. Впрочем, если даже такой вид страхования появится, у меня большие сомнения, что работники будут этим пользоваться", заключает Вострецов.