Она гуляла по площадям и набережным каналов, заходила в храмы и даже спускалась в метро - в уединении, без посторонних глаз наслаждаясь Питером, в который всегда мечтала попасть, - как будто шепталась с городом. К вечеру загадочная француженка через Литейный мост перебиралась на левую сторону, чтобы ровно в 7 выйти на сцену ДК Выборгского в спектакле "Шепот стен", который поставила для нее мама Виктория. Зрителям, конечно, узнать ее было проще, чем случайным прохожим: Аурелию Тьере-Чаплин здесь ждали.
Выступив в Москве в мае в начале Международного Чеховского фестиваля, она целый месяц гастролировала по России - Воронеж, Самара, Екатеринбург, Ханты-Мансийск… И вот наконец добралась до Петербурга, с которым, как оказалось, даже заочно, ее многое связывало.
Аурелия, мне не дают покоя ваши красные туфли, с которыми вы играете в "Шепоте стен". В 2009 в "Оратории Аурелии" тоже появлялись красные туфли. Это те же самые - вроде талисмана?
Аурелия Чаплин: Забавно! Не думала об этом, а ведь правда. Ну, Виктория часто придумывает что-то, что я не могу объяснить. Нет, скорее это просто яркий акцент.
А правда, что каждое ваше шоу снимается на видео, которое отсматривает Виктория, после чего делает замечания по скайпу?
Аурелия Чаплин: Нет, конечно нет! Это легенда. Но Виктория действительно присматривает за тем, что происходит. Не может видеть деталей на видео, но чувствует ритм. И поправляет, если мы сбиваемся.
Вашу героиню выселяют из дома, предназначенного под снос. Спасаясь от агентов, она бежит сквозь собственные воспоминания. Кажется, именно ее наивность и готовность к чуду превращает картон в чудовищ, материю - в море, неживое в живое. Вы похожи на нее? Или она на вас?
Аурелия Чаплин: В какие-то вечера больше, в другие меньше. Нужно чувствовать некую близость, чтобы передать персонажа. Но у меня есть теория - прежде чем выйти на сцену, ты должен стать совсем пустым, прозрачным. Забыть все, что ты делал раньше. Иногда это получается. И тогда уже ты - не ты...
На сцене ваш мир полон чудес. А в жизни вы верите в чудеса? Они случаются с вами? И что же за последнее время стало вашим чудом?
Аурелия Чаплин: Это не чудо, может быть, но прекрасное совпадение… Подростком, я с ума сходила по Достоевскому. И когда мы сейчас приехали в Петербург, я хотела обязательно побывать в квартире, где он жил. У нас уже было составлено жесткое расписание, что мы должны увидеть. И вот я спонтанно отказалась от прогулки на теплоходике, которая обещала быть очень красивой. Я почувствовала, что именно сегодня должна отправится к Достоевскому. Пошла в его дом-музей и обнаружила там стену с обоями - точь-в-точь такую же, как в нашем спектакле. Я даже сфотографировала. Если это и не чудо, то прекрасное совпадение.
Как будто мир отвечает на то, что для тебя сейчас важно…
Аурелия Чаплин: Точно! Только никогда не нужно искать в этом слишком много смыслов. Ровно в ту минуту, когда попытаешься чудо объяснить, оно тебе говорит: знаешь что?!... Ууууу… И исчезает! Вот смотри (показывает фотографию на планшете) такие же слои, цвета похожие. И главное - настроение. Вот это и есть мое маленькое петербургское чудо!
Вы всего Достоевского прочли?
Аурелия Чаплин: Нет, конечно. Но многое.
После выступлений в Москве вы отправились в тур по России с Региональным фондом поддержки Чеховского фестиваля. Какие чудеса ждали вас в этой поездке?
Аурелия Чаплин: Это было восхитительно, все города - такие разные! И публика тоже очень разная. Пока трудно рассказывать - ощущения еще очень свежи, да и путешествие не окончено. Но думаю, этот тур запомнится как лучший из всех наших гастролей. Это необыкновенные ощущения - показывать наш спектакль в совершенно другой культуре. Особенно в той, которой ты всегда восхищался. У русской публики есть хорошее качество: реакция всегда искренняя, без подделки. Люди не стараются быть вежливыми и корректными, если им что-то не нравится. И наоборот. Любопытно было видеть театры, в которых мы выступали, где работают так, как привыкли лет 20 назад. Мы были в одном месте, но как будто в разное время. Это стало упражнением - как сотрудничать с людьми, которые работают иначе, чем ты привык. Оказалось очень полезным и обогащающим опытом.
Какая самая неожиданная реакция публики на те чудеса, которые вы делаете на сцене?
Аурелия Чаплин: Это была собака. Знаете, служебная собака, которая сопровождает слепых или глухих. Она присутствовала на спектакле. Но мы, конечно, этого не знали. И в момент, когда чудовище напало на меня и стало есть мою ногу, я услышала в зале лай - прямо ав-ав-ав-ав-ав! Мы продолжили играть, но позже, когда танцор перебрасывал меня через скамейку, и я падала, из зала раздалось: ауууууу! Это было так трогательно! Самая неожиданная реакция из всех. И огромный комплимент! У меня в жизни было много животных и обычно, когда я репетировала, они и глазом не вели, если меня кто-то хватал, кусал, бросал… А этот пес был не только очень внимательным, но и артистичным.
И какие у вас были и есть животные?
Аурелия Чаплин: Я люблю птиц, у меня много лет жила ворона. А сейчас кот. Обычно он участвует в "Шепоте стен", но я не рискнула взять его в Россию - очень много предстояло переездов.
Как зовут вашего кота?
Аурелия Чаплин: Элиот. У него несколько имен… Но это…
Самое литературное?
Аурелия Чаплин: Пожалуй!
Аурелия, а кто Вас так назвал? Не самое простое имя…
Аурелия Чаплин: Родители. У Жерара де Нерваля есть такая новелла - "Аурелия". Мужчина ищет свою женщину, и в каждой находит немножечко от той, которую ищет…
А какие сказки вы читали в детстве?
Аурелия Чаплин: Сказки? Не помню, читала ли я сказки. Я была очень правильным ребенком. В 7 или 8 лет открыла для себя Эмиля Золя, и с ума по нему сходила. Это были те еще сказки - люди на грани выживания. С 8 до 12 я читала его взахлеб. Сказки… Забавно, что вы спросили. Да, была одна сказка - про женщину, которая всю жизнь ждала чуда. Ждала чуда - ждала чуда - ждала чуда. А в конце жизни ее кошка сказала ей: "я люблю тебя" - человеческим голосом. Только тут она и поняла, что чудо все время было рядом. Такая милая итальянская сказка. Кстати, а вы какие сказки читали в детстве?