Напомню, что с начала этого года взносы с самозанятых были повышены с 26% от одного МРОТ до 26% от двух МРОТ. Такое решение было обосновано, потому что все они, независимо от своего дохода и своих возможностей, платили в Пенсионный фонд гораздо меньше, чем потом получали бы в качестве пенсий, и не участвовали никоим образом в формировании пенсий для нынешнего поколения пенсионеров.
Вместе с тем были задеты интересы наименее обеспеченных индивидуальных предпринимателей, чей доход меньше 300 тыс. рублей в год. В соответствии с новым законопроектом мы вернули для данной категории льготный тариф, равный 26% от одного МРОТ. При этом для остальных ИП мы предложили плюсом к такому же тарифу установить дополнительный взнос в размере 1% от дохода свыше 300 тыс. рублей в год. При подготовке законопроекта возникли серьезные споры, в которых активно участвовали депутаты Госдумы представители правительства, бизнес-сообщества.
Во-первых, была дискуссия по поводу дня введения в действие нового закона. Назывались две даты: 1 января 2013 года и 1 января 2014 года. Всестороннее обсуждение проблемы показало, что введение закона с 1 января 2013 года создаст много проблем, в первую очередь для тех ИП, чей доход существенно выше 300 тыс. рублей в год (их взносы выросли бы задним числом). Поэтому он вступит в силу с 1 января 2014 года. Одновременно с этим правительство заверило нас, что вместе с субъектами Федерации окажет необходимую материальную помощь тем наиболее бедным самозанятым, у которых возникли трудности в связи с новым тарифом в текущем году.
Во-вторых, правительство предложило установить конкретный срок действия льготного тарифа: 2014-2015 годы. Но авторы законопроекта убедили нас в том, что нет необходимости в установлении такого срока, поэтому тариф для наименее обеспеченных предпринимателей будет бессрочным.
В-третьих, вызвала споры тема установления верхнего порога, с которого самозанятые отчисляли бы взносы. Решено, что для индивидуальных предпринимателей такой порог будет установлен на уровне 26% от восьми МРОТ, что примерно соответствует порогу для наемных работников.
В-четвертых, долго обсуждалась тема отчетности самозанятых. Когда тариф был плоским и равнялся 26% от двух МРОТ для всех, не требовалось подтверждения дохода перед Пенсионным фондом. Теперь, когда тариф зависит от размера дохода, Пенсионному фонду необходимо получить информацию о том, что взнос уплачен в соответствии с реальным состоянием дел того или иного индивидуального предпринимателя. Мы договорились, что никаких дополнительных документов от самозанятых требовать не будут: Федеральная налоговая служба сама будет передавать в сжатые сроки необходимую информацию в Пенсионный фонд. Таким образом, в отношении индивидуальных предпринимателей с принятием нового закона начнет действовать принцип "одного окна".
Наконец, мы отдельно рассматривали те категории самозанятых, у которых могут возникнуть наибольшие проблемы. Одна из этих категорий - участники крестьянских (фермерских) хозяйств. Для каждого из них будет установлен льготный тариф (26% от одного МРОТ).
В итоге нами принято компромиссное решение, защищающее права наших сограждан, которые занимаются самостоятельным бизнесом, в первую очередь микробизнесом, и одновременно позволяющее сохранить баланс пенсионной системы.