09.07.2013 23:49
    Поделиться

    В сутки в экстренную службу метро приходит до 150 сообщений

    Чего только в метро не случается! Пожары, остановки движения из-за поваленных деревьев. Пассажиры падают на пути. Умирают от сердечных приступов... Как не допустить в таких ситуациях массовой паники? Кто и как контролирует подобные ситуации? Чтобы узнать об этом, корреспонденты "РГ" побывали в ситуационном центре метрополитена Москвы.

    Об инцидентах в подземке его руководство, полиция, экстренные службы города узнают за несколько минут. "На каждой станции работает от 16 до 64 видеокамер, всего их в метро 5300. Видеокамерами оборудованы все поезда Кольцевой линии и большая часть Сокольнической. Операторы либо сами видят на мониторах, если что-то не так, либо с колонны экстренного вызова о ЧП сообщают пассажиры", - рассказывает главный инженер ситуационного центра Константин Пахомов. - Мы тут же отправляем СМС-сообщения о происшествии". Первым информацию получает начальник метрополитена Иван Беседин, но если речь идет о пожарах, задымлениях и терактах, тогда сообщения сначала уходят в МЧС.

    Центральное место в ситуационном центре - круглый стол посреди комнаты. За ним дежурный по метрополитену, перед ним ряд телефонов на 25 линий - в том числе прямая связь с дежурным в мэрии, полиции, МЧС... В этой же комнате сидят 8 операторов. Принимают сообщения с колонн экстренного вызова. В сутки их приходит до 150. Сейчас пассажиры чаще всего жалуются на духоту, жару. Пассажиры, особенно дети, нередко хулиганят. Нажимают кнопку и спрашивают "А меня видно?" - "Конечно, видно", - иногда отвечают им операторы.

    ЧП в метро считается случай, при котором движение задерживается более чем на 30 минут. "Эта норма появилась неспроста, - объясняет Пахомов. - В 99% случаев нарушение устраняется в течение получаса, движение восстанавливается, а платформы не успевают переполниться. Если человек попал под поезд, в 30 минут иногда не укладываются - нужно ждать спецбригаду, которая будет поддомкрачивать вагоны, чтобы не травмировать пострадавшего. Ситуации, вызывающие незначительные задержки поездов, нередко считаются штатными. Например, удержание дверей пассажирами при посадке в вагон, снятие неисправного состава с линии. Пассажирам такие задержки, конечно, неприятны, но для метро некритичны. Интервал движения в таких случаях постепенно выравнивают, скопившихся на платформе пассажиров вывозят резервными поездами.

    А вот остановка движения в час пик более чем на 30 минут - уже серьезно. Как известно, сейчас столичное метро работает с перегрузкой. Московский метрополитен рассчитан на 7 млн пассажиров в сутки, а перевозит 8,9. Поезда в час пик на нескольких линиях идут один за другим с интервалом в 90 секунд. В случае остановки движения, объясняет Константин Пахомов, важно не допустить переполнения платформ пассажирами. Люди могут там просто не поместиться и начать падать. На пересадках самая опасная ситуация, когда один пассажиропоток "упирается" в другой на входе или выходе с эскалатора. Чтобы этого не случилось, персоналу станции приходится временно ограничить вход на станцию, либо вообще закрыть ее на пересадку, либо и то, и другое одновременно.

    Если станция все-таки закрылась более чем на 30 минут, Мосгортранс обязан прислать пассажирам компенсационный наземный транспорт. Только не в центре города, внутри контура Кольцевой линии. Здесь дополнительных маршрутов городской перевозчик не даст, чтобы не перегружать центр Москвы. Разве что добавит автобусов-троллейбусов на действующие маршруты. Когда после пожара на Сокольнической линии встало движение между "Парком Культуры" и "Комсомольской", пересадочные узлы "Кольцевая" и "Парк Культуры" работали с серьезной перегрузкой - а все потому, что людям было просто не на чем ехать. После этого стало очевидно, что компенсационные маршруты наземного транспорта для метро нужны не только на периферии, но и в центре города.

    Поделиться