В Москве прошел рок-фестиваль "Субботник"

Этим летом рок в столице правит бал - едва ли не каждые выходные столичные площадки принимают музыкантов со всего света. На позапрошлой неделе на ВДНХ прошел представительнейший Park Live, до которого были Усадьба-джаз, а еще раньше - Ahmad Tea Music Festival, в ближайшие выходные Коломенское примет очередной "Пикник Афиши". Впрочем, до Великобритании, где в сезон проходит порядка четырехсот  фестивалей нам еще далеко.

"Субботник" обращает на себя внимание хотя бы  тем, что стал первым фестивалем, прошедшим на обновленных территориях ЦПКиО имени Горького, едва ли не лучшей площадке в центре Москвы. И при этом он обещает стать одним из самых интересных за весь сезон: линейка участников, особенно иностранных, производила сильное впечатление участием актуальных The Foals, Hurts и, конечно же, одной из главных групп мировой рок-сцены последних лет Arctic Monkeys.

А вот с российскими участниками не все оказалось понятным. Ровно в 12  вышедшая к зрителям маститая "Каста", видимо, была призвана собрать зрителей на аллеи ЦПКиО с самого начала фестиваля. Четверка парней выступила на своем уровне, броско и эффектно, но ее восемь номеров выслушало все-таки не больше нескольких сотен человек, которые на следующих участниках разбрелись по парку. Группы с длинными названиями "130 по встречной на старенькой Vespa" и "Легендарные дефиле 76 года" впервые выступали на площадке такого масштаба (известные в рунете "130 по встречной…" вообще дали тут первый свой концерт) и имели явные проблемы со звуком. Выступало на первый план то, что у музыкантов оказывались не самые сильные голоса и проблемы с английским. То, о чем пела в своем часовом сете ростовская группа Motorama, было практически не услышано публикой.

Впрочем, все эти недоразумения оказались забыты, когда на сцену вышли иностранные гости, все - участники только что прошедшего главного рок-форума Великобритании, фестиваля Glastonbury. Впрочем, один из организаторов фестиваля в ЦПКиО Дмитрий Зарецкий уверял "РГ", что это совпадение и линейка Glastonbury была объявлена после того, как список участников "Субботника" уже полностью сформировался.

Если это действительно так, то приглашение группы The Savages иначе как отличной работой отборщиков фестиваля не объяснишь: девичья гитарная пост-панк команда была "подписана" ими еще до выхода своего первого диска и сразу задала иностранной части феста бескомпромиссный тон, резкость в мелодиях и отчетливый звук. Вышедшая на палящее московское солнце, одетая во все черное, юная Дженни Бет без тени улыбки одну за другой швыряла в толпу короткие оглушительные песни-реплики. Ее ровесницы не жалели пальцев в аккордах, а барабанщица Фэй Милтон иной раз даже привставала, чтобы придать девичьей руке дополнительную силу для удара наотмашь по барабану-тому.

Яркой краской раскрасила фестивальную палитру певица Джесси Уэар, повернувшая зрительские шеренги "Субботника" в сторону неспешного и сложного соула. Сильный  голос 28-летней красавицы выпевал мелодии одна другой красивее под аккомпанемент тонко звучащей соло-гитары. В руках юного темнокожего юноши-аккомпаниатора оказывались то клавиши синтезатора, то барабанные палочки, которыми он выстукивал  одновременно затейливые и меланхоличные ритмы. Диск мисс Уэар вышел меньше года назад, но хитам из нее, например, медитативной Wildest Moments фестивальное поле подпевало уже вполне уверенно.

The Foals еще не в топах популярности в нашей стране. Ее экспансивный и приземистый лидер Янис Филиппакис старался растянуть сет группы, удлиняя энергичные композиции то гитарными проходами и собственными вокальными партиями, то бегом по фестивальному полю с гитарой наперевес. А вот романтичному дуэту Hurts (уже выступавшему прежде в России) не пришлось прикладывать дополнительных усилий, чтобы раскачать публику. Спокойные господа в костюмах сыграли свои властно захватывающие слух песни и заставили всех лишний раз убедиться в том, что настоящим хитом может стать лишь песня, в которой мощь, красота, внутренний трагизм сходятся в единое целое.

Но фестивалем международного уровня "Субботник" сделало появление  перед публикой его хэдлайнера - The Arctic Monkeys, группы, несколько лет назад взорвавшей чарты мощным, по-юношески мажорным рок-н-роллом. В каждом движении, в каждой модуляции голоса, повороте грифа гитары Алекса Тернера чувствовался большой стиль, прирожденный артистизм, известные всем песни  звучали по-фестивальному свободно, в  резких концертных тонах. Где надо - в Don't Sit Down, например - инструменты вдруг начинали звучать нарочито грязно, а ударной Brick By Brick голос Тернера придавал легкой ненарочитой небрежности. В практически целиком совпавшем с Glastonbury сете публика, сходящая с ума по английским денди, услышала и песни с еще не изданного диска. Крепко сбитая из мощной басовой партии и в унисон звучащего скрипучего тернеровского вокала песня R U Mine? так подбросила площадку, что стало ясно: свои главные песни The Arctic Monkeys нам еще не спели.